Найти тему
Всемирные Писания

Религия и наука.

(Введение в Божественный Принцип. Часть 2.)

С первых дней истории и до настоящего времени люди вели непрестанный поиск истины, которая бы освободила их от невежества и восстановила свет знания. В поисках внутренней истины человечество шло путем, который указывала религия. Путь к открытию внешней истины был проложен наукой. Итак, стремясь искоренить невежество и обрести знание, религия и наука, каждая в своей сфере, стали методами поиска двух аспектов истины. Однако в конце концов должен наступить день, когда пути религии и науки соединятся и стоящие перед ними проблемы начнут разрешаться в едином русле; при этом два аспекта истины, внутренний и внешний, будут развиваться в полном согласии друг с другом. Только тогда, полностью освободившись от невежества и живя жизнью добра, к которой стремится изначальная душа, люди обретут вечное счастье.

-2

Итак, человечество шло к разрешению основополагающих вопросов жизни двумя различными путями. Первый путь предполагает поиск ответов внутри материального мира, мира следствия. Те, кто выбирает данный путь, веря в его величие, отдают пальму первенства науке. Они преклоняются перед ее всемогуществом и тем материальным благополучием, которое она обеспечивает. Но разве может человек быть полностью счастлив, если он ограничивает свои поиски рамками материального и внешнего, следуя желаниям своего тела? Действительно, прогресс науки может способствовать созданию таких условий жизни в обществе, которые позволят человеку достичь вершин благополучия, но может ли только это удовлетворить желания, скрытые в глубине его души? Преходящие радости от плотских утех — ничто в сравнении со счастьем, которое переживает человек, идущий по пути духовного просвещения и познающий радость даже в окружении самой убогой нищеты. Гаутама Будда, оставивший роскошь королевского дворца и отправившийся в долгие странствия в поисках Пути, был не единственным бездомным скитальцем, искавшим места, где его сердце обрело бы покой. Действительно, подобно тому как здоровье тела зависит от здоровья души, тело может познать всю полноту радости лишь тогда, когда душа испытывает подлинную радость.

Мореплаватель, отправляющийся под парусом науки в плавание по материальному миру в поисках плотских утех, достигнув берега своей мечты, вскоре обнаружит, что этот берег представляет собой не что иное, как кладбище, где могут почить его бренные останки.

-3

В каком направлении должна развиваться наука? До настоящего времени научные исследования не охватывали внутренний причинный мир, а имели дело только с внешним миром следствия: не миром сути, а миром явлений. Сегодня, однако, наука вступает в новую фазу своего развития: ее не заботит более один лишь внешний мир следствия и явлений, она начинает исследовать и внутренний, причинный, или сущностный мир. Приближается тот момент, когда она признает, что не может осуществить своей цели — познать внешнюю истину во всей ее полноте — без теоретического объяснения причинной, духовной стороны жизни, т.е. без знания внутренней истины. Таким образом, только когда тот, чье плавание под парусом науки подошло к концу, поднимет еще один парус, парус религии, и в поисках внутренней истины вновь отправится в путь, он поплывет в том направлении, куда стремится его изначальная душа, — к идеальному миру.

Итак, второй путь, по которому идет человечество, стремясь разрешить основополагающие вопросы жизни, представляет собой попытку выйти за рамки мира явлений и искать ответы в сущностном, причинном мире. Несомненно, философия и религия, шедшие данным путем, внесли свой значительный вклад в поиски истины. Однако верно также и то, что и философия, и религия во многом добавили духовных тягот людям. Философы и святые в свое время были первопроходцами на пути жизни во имя добра, но их деяния не смогли избавить человечество от бремени, которое оно и сегодня несет на своих плечах. Будем объективны. Был ли в истории хоть один философ, открывший людям знание, способное полностью положить конец страданиям человечества? Был ли хоть один святой, который ясно показал нам путь жизни, дав исчерпывающие ответы на все вопросы о жизни человека и о Вселенной? Наоборот, их учения и философии породили новые вопросы, которые нам еще предстоит разрешить, и в конечном итоге вылились в скептицизм. Огни возрождения, которыми многие религии освещали в свое время души блуждавших во тьме, становились по прошествии веков все слабее и слабее. Сегодня от них остались только тусклые фитили, мерцающие в сгущающейся темноте.

-4

Давайте рассмотрим историю христианства. Оно росло в течение почти двух тысяч лет, пророчествуя о спасении всего человечества, и к настоящему моменту распространило свое влияние почти на весь мир. Но что стало с духом христианства, которое когда-то излучало такой яркий свет жизни, что даже римляне, подвергавшие первых христиан жесточайшим преследованиям, преклонили колена перед распятым Иисусом? Средневековое феодальное общество похоронило христианство заживо. И хотя Реформация зажгла факел обновления духовной жизни, его свет не смог рассеять волны наступавшей темноты.

Когда угас духовный огонь, характерный для христианства на заре его существования, когда в христианскую Европу пришел капитализм, не заботящийся ни о чем, кроме наживы, когда массы голодных кричали от горя в трущобах, — обещание спасения пришло не с неба, а с земли. Называлось оно — коммунизм. Христианство, проповедовавшее Божью любовь, постепенно превращалось в мертвую церковь, провозглашавшую пустые призывы. Тогда вполне закономерно поднялось пламя протеста против безжалостного Бога, допустившего подобные страдания. Само Его существование стало казаться абсурдным. Так появился современный материализм. Он зародился в лоне христианского общества и оказался благодатной почвой, на которой расцвел коммунизм. Христианству не удалось идти в ногу с достижениями коммунизма и оно не смогло явить миру истину, которая бы одержала верх над коммунистической идеологией.

-5

Христиане, будучи бессильны сделать что-либо, становились свидетелями того, как в их среде разрастался коммунизм, постепенно распространяя свое влияние на весь мир. С другой стороны, хотя в соответствии с христианским учением и считается, что все люди — потомки одних и тех же родителей, многие христиане не в силах даже сидеть рядом с братьями и сестрами другого цвета кожи. Этот пример ясно свидетельствует о состоянии современного христианства, которое лишилось духовной силы, необходимой для того, чтобы воплотить слово Христа в жизнь. Опустившись до формального соблюдения ритуалов, оно стало подобно «окрашенным гробам» (Матф. 23:27).

Возможно, настанет день, когда человеческие усилия положат конец существованию зла в обществе, однако есть один порок, от которого людям самим избавиться не по силам. Это — половая распущенность. В христианском учении это считается смертным грехом. Трагично, но современное христианство, к сожалению, не может помешать тому, что очень многие люди сегодня слепо устремляются по пути порока. Христианство само стало жертвой хаоса и внутреннего раскола и может лишь в бессилии наблюдать, как бесчисленные жизни оказываются втянутыми в водоворот разврата. Все это — свидетельство того, что христианство сегодня абсолютно неспособно исполнить Божье обещание даровать человечеству спасение.

Почему же верующие люди, искренне пытающиеся познать духовную истину, не смогли исполнить отведенную им миссию? Отношения между миром сути и миром явлений подобны отношениям между душой и телом. Это отношения причины и следствия, внутреннего и внешнего, субъекта и объекта. Подобно тому как личность человека может стать совершенной, только если его душа и тело сливаются в гармонии, идеальный мир может быть создан, только когда два мира — мир сути и мир явлений — образуют совершенное единство. Как верно то, что душа и тело представляют собой единое целое, так верно и то, что мир сути и мир явлений не могут пребывать вне связи друг с другом. Соответственно, жизнь в потустороннем мире неразрывно связана с жизнью на земле. Подобным образом духовная радость также не может быть полной, если тело человека не испытывает подлинной радости.

В своем стремлении к вечной жизни религии преуменьшали ценность окружающей действительности и отвергали радости тела ради духовного блаженства. Однако, какие бы усилия человек ни прикладывал, он не может ни полностью отделиться от реальности, ни избавиться от физических желаний, которые, подобно тени, сопровождают его на протяжении жизни. Можно найти немало примеров того, как желание испытать физические радости овладевало даже людьми, которые избрали путь духовных исканий и отказа от плотских удовольствий. Поэтому их уделом были большие страдания. Подобная противоречивость — это реальность жизни многих из тех, кто избрал путь веры.Собственно, здесь и кроется основная причина слабости и недееспособности современных религий: их уязвимое место в том, что они не смогли преодолеть это внутреннее противоречие.

Есть еще одна важная причина упадка религий. Идя в ногу с развитием науки, интеллект современного человека достиг высочайшего уровня развития, что требует научного подхода к пониманию действительности. Тем не менее религиозным доктринам по-прежнему недостает научности объяснений. Другими словами, те объяснения, которые даются религией и наукой, не согласуются друг с другом.

Конечная цель религии осуществляется только при условии, что человек, во-первых, верит в нее всем сердцем и, во-вторых, живет, следуя ее заветам. Однако истинная вера невозможна без знания и понимания. Например, мы изучаем святые писания, чтобы знание истины укрепило нашу веру. Иисус совершал чудеса и являл знамения, чтобы показать людям, что он — Мессия, и помочь им поверить в это. Понимание — начало процесса познания. Однако истинное познание невозможно без логичных научных доказательств. Поскольку религии не в силах многого объяснить и, соответственно, поддержать нашу веру, они не в состоянии исполнить своего предназначения. Ясно, что даже внутренняя истина требует объяснений, основывающихся на логических доказательствах. Так, путь, которым шли религии на протяжении истории, в действительности приближал их к тому времени, когда учения, проповедуемые ими, смогут быть представлены в научном свете.

-6

Религия и наука, предназначение которых в том, чтобы преодолеть две стороны невежества человека, в ходе своего развития подчас занимали противоположные, непримиримые позиции. Однако для того, чтобы люди полностью избавились от невежества, как внутреннего, так и внешнего, и воплотили в жизнь добро, к которому так страстно стремится их изначальная душа, в определенный момент истории должна появиться новая истина, которая сможет примирить религию и науку и, представив их как единое целое, разрешить все спорные вопросы.

Божественный Принцип