Конечно, она либералка, интеллектуалка и энциклопедист. Уходящая натура. Курила в моем кабинете в окно, жадно, как арестант. Сигарету ловко затушила пальцами. Вся в черном, худая сухая старуха, по фигуре как девочка, похожая на питерских. Откуда такой взяться в нашей Челябе? Слишком породистая для нашего мещанского города с его короткой историей.
Просто прямая речь Валентины К.
Семья - главное
- У мамы было четверо детей. Один погиб, машина задавила, а троих скосил менингит. Поэтому в 1942 году (отца не брали на фронт, он строил для победы Орско-Халиловский комбинат ) мама и отец взяли из детдома двух девочек – меня и старшую сестру Нину (мы не родные!).
Понимаете, уровень воспитания может победить генетику. У Нины ее биологическая мать была алкоголичкой. А ее воспитали прекрасным человеком.
Мама и отец были люди такой образованности, чести и порядочности, что я считаю себя счастливейшей из женщин, что воспитывалась в этой семье.
Отец говорил: «Семья – главное!» У него была семиструнная гитара. Мы перепевали за вечер все романсы.
Знаете, у меня есть мысль: вот сделал бы кто короткометражные фильмы по романсам. Просто снял и все.
Шоколадная Матильда и знахарка Липатиха
Люблю кошек и собак. 16 лет их подкармливаю. У меня собака Матильда 16 лет прожила, хотя врачи поставили ей диагноз «рак». Я ей колола уколы и она ела только шоколад. Вот на шоколаде продержалась столько лет.
А еще я дочери диабет вылечила. Врачи тоже не верят.
Только вот саму себя вылечить не могу. У меня 2 группа инвалидности, инфаркт и инсульт.
Но самой интересной была история моего излечения в детстве. У меня один глаз совсем не видит сейчас. Знаете, были такие планы столько всего прочесть - а не получается. В детстве, как я уже говорила, меня удочерили, из детдома взяли практически слепой. Мама моя прознала про знахарку Липатиху. До сих пор я помню фразу этой малограмотной женщины: «Перекос не исправлю, а зрение верну!» Вы не поверите, но она собирала утреннюю росу с каких-то трав и вылечила мне «туберкулез глаз». Есть такое заболевание. Мама потом отвезла к Липатихе всю семью соседей наших, которые страдали экземой. И она вылечила и их. Попросила у мамы серебряную ложку, настрогала как-то серебро в мазь и вылечила!
Надо бороться за себя. Вот я никогда не сдавалась. После инфаркта ходила пешком. По 50 километров и больше. Как-то посчитала и спрашиваю: «Дочь, я наверное, уже до Свердловска дошла?» Дочь говорит: «Ты уже за Пермь умотала!»
Я закурила в 21 год. Помню, педагог по вокалу (она отсидела за мужа 10 лет, немка по национальности ) тогда сказала мне: «Ты мерзавка!» Но я сейчас лишь несколько сигарет в день выкуриваю, а раньше была целая пачка.
"Не вера, а образование спасут нашу страну"
В 1958 году мама мне дала 300 рублей (невиданные деньги) и отправила в Москву. Велела купить каких-нибудь нарядов. А я пошла и купила на все пластинок. Поначалу их выпускали на 78 оборотов. А эти были на 33 оборота. Что именно купила? Реквием Моцарта… Помню, приехала, вывалила все это на стол. А мама руками всплеснула: «Валя, деточка! Не отпевай меня заживо!»
В 7 классе я арию Лизы из «Пиковой дамы» исполняла. 1 место на смотре художественной самодеятельности заняла. А в жюри сидел первый секретарь обкома комсомола по фамилии Могила. А там, помните, в концовке есть слова «Могила! Могила». Мне было очень смешно это петь.
Меня отдали учиться в «лапотную» школу пос. Северный. У нас в городе были две элитных школы, куда детей партийных бонз устраивали. Так вот мы, лапотники, всегда во всех олимпиадах побеждали, потому что нам преподавали сосланные немцы, бывшие репрессированные.
Вечера в школе начинались с полонеза Огинского, учителя танцевали с учениками. Это в 50-е-то годы нам преподавали не только «Войну и мир» на литературе, а даже «Анну Каренину» и читали даже эпиграф к ней. Хотя это была страна атеистов.
Устроили, помню, вечер Лобачевского. Он математик, а мы ему пели хвалы, будто он поэт. А когда спустя много лет я приехала на 50-летие первого выпуска школы, наша учительница математики достала портрет Лобачевского, написанный полвека назад к тому вечеру моей сестрой. Понимаете, она его сохранила! Эти педагоги безмерно уважали своих учеников.
Я не думаю, что вера спасет нашу страну. Я думаю, это должно быть образование. Не могу простить церкви, что они 30 лет не могли захоронить великого Паганини.
Я на склоне лет репетиторствовала. Через меня прошли трое детей. Так вот одному задали в 1 классе написать «хокку». Я бы руки оторвала составителям такой школьной программы! Эти дети еще русских поэтов не знают, а тут хокку.
Ящик шампанского за симфонию Чайковского
Друзья по институту ( я закончила инженерно-строительный) в одной из командировок поспорили. Мол, а если мы тебя разбудим среди ночи и попросим спеть что-то из классики, споешь? И вот будят и говорят:
- Скерцо из симфонии 6 Чайковского.
И, знаете, я замешкалась лишь на секунду. И запела. Так я выиграла ящик шампанского. У меня слух… на грани абсолютного. Меццо-сопрано.
В 1989 году мы с мужем встречали академика Сахарова. Тогда на "Золотой горе", где НКВД расстреляли и сбросили в шахты 300 тысяч южноуральцев, открывали памятник репрессированным и один фонд выделил родственникам деньги. Мы были в числе ответственных и меня потом пригласили во Францию. В Париже отвезли на встречу - литбомонд Франции встречался с поклонниками. И вот они начали обсуждать нашу Ахматову.
«В Анне Ахматовой есть нечто педерастическое!» - слышу. Я не выдержала: «Я вас прошу об этом великом поэте не произносить столь неуважительные вещи!»
Они пошушукались и попросили представиться. Я ответила: «Я подданная России, домохозяйка» . Они мне четыре часа задавали вопросы. Я охотно отвечала. Они поверить не могли, что домохозяйка так может знать и чувствовать литературу.
О Пушкине и любви
Однажды я решила сделать мужу подарок на день рождения. Поскольку денег у нас тогда не было, я решила выучить его любимого «Евгения Онегина» наизусть. Вот он удивился, когда утром в свой праздник я продекламировала всю поэму наизусть.
О бомжах и французах
Однажды я ждала транспорт на остановке. Надо сказать, одевалась я всегда со вкусом. В тот день на мне было, что называется, маленькое черное платье и красный берет, красная сумочка. Подошел бомж и стал нагло приставать. Я его отшила на чистейшем французском языке. А он взял и ответил мне тем же. Поболтали, посмеялись. Педагог. Попал в трудную ситуацию. Чего только мы не наблюдали в 90-е годы.
Об убеждениях и работе
Было такое время, я работала уборщицей у одного очень известного человека. По своим убеждениям он был фашистом, литература в его доме была соответствующая.
Как-то мы на этой почве очень повздорили, он схватил нож и бросился на меня. Мне удалось убежать.
О беспорядке российском
Я как строитель доменную печь за 9 месяцев построила! А у нас ступеньки в подземном переходе на остановке возле дома три месяца ремонтировали!
Однажды я работала плановиком в одном театре. Провела ревизию за пять лет и ужаснулась. Тогда же не было в магазинах люриксов и бархатов. Так вот эти ткани были закуплены театром, но ушли налево. Я нашла 21 пункт финансовых нарушений. Меня уволили. Напоследок сказала им: «Я вас презираю!» А они мне: «Вы до глупости честную жизнь прожили!» Я считаю это большим комплиментом. А в другом месте, где я следила за качеством строительства, меня тоже уволили. Я не подписала акт приемки кровли. Там вместо восьми слоев рубероида положили четыре!
фото https://cdn.promodj.com