Продолжая серию заметок про Чукотку не могу не рассказать о городе - призраке Иультине, в самом сердце Чукотке и дороге Иультин - Эгвекинот.
Городе, построенном на "костях" во времена ГУЛАГов, городе, с законсервированными месторождениями, но покинутом после распада СССР.
Вся история стремительного освоения Чукотки так или иначе неразрывно связана с активным освоением месторождений полезных ископаемых и ГУЛАГом.
В 1936г на горе Иультин (чук. Длинная Льдина) партией В. Миляева были обнаружены одни из самых больших запасов олова, молибдена и вольфрама в мире.
С этого момента и начинается история освоения одного из самых богатых и развитых промышленных регионов Арктики на Дальнем Востоке.
В 40-е годы проводились трудоемкие изыскательские работы по обследованию возможности строительства морского порта от мыса Шмидта до косы Двух пилотов, но они не увенчались успехом - вечная мерзлота, сильнейшие ветра - "южаки" в период с октября по май, когда скорость ветра достигает 45-50м/с, заболоченная тундра и небольшие глубины пролива Лонга у берегов Чукотки.
После этого работы были перенесены в Залив Креста, где в 1946 г был основан поселок Эгвекинот, построен морской порт для снабжения будущего месторождения.
Одновременно с этим на месте расположения геологической партии в 1953г основан поселок Иультин и силами заключенных ЧукотЛАГа буквально "на костях" была проложена 200-км насыпная автодорога Эгвекинот - Иультин с десятками мостов, прижимами и одним из самых длинных в Евразии деревянных мостов на реке Амгуэма.
Вдоль дороги, которую строили заключенные, еще встречаются остатки каменных пикетов, которые возводились для конвоиров ЧукотЛАГа, заключенные же жили в землянках.
Позднее в этих пикетах располагались "дорожники", обслуживавшие автодорогу круглогодично.
Кроме пикетов было построены поселки: Дорожный и Транзитный, на которых базировались ремонтные базы ДРСУ.
После упразднения Иультина, эти поселки также были ликвидированы и разграблены.
Через 6 лет, в 1959 году был запущен Иультинский Горно-обогатительный Комбинат им. В.И.Ленина - сердце огромного района.
В поселке, о котором знала вся страна, были школа, детский сад, клубы и даже аэропорт.
Огромная инфраструктура была организована в кратчайшие сроки и с нечеловеческими усилиями. Огромные запасы вольфрама, олова и молибдена были крайне нужны в стремительно развивающейся промышленности СССР.
К 1989г население Иультина насчитывало более 5 тысяч человек, поселок являлся центром большого промышленного Иультинского района, строилась новая современная школа.
Жители Иультина были достаточно состоятельными по - меркам остальной страны, они могли себе позволить добираться до остальной России несколько раз в год воздушным транспортом.
Но к 1994г все внезапно остановилось и Иультинский ГОК был закрыт. Экономические реалии постсоветской России показывали убыточность разработок молибдена, олова и вольфрама на Чукотке.
Коммуникации от поселка отрезаны и жители "добровольно-принудительно" начали покидать умирающий населенный пункт. Последние жители покинули поселок в начале 2000-х годов. Мосты на автодороге стремительно ветшали, а деревянный мост через Амгуэму был разрушен одним из ледоходов на реке еще в 1994-1995 году, тем самым прервав летнее сообщение с умирающим поселком.
Сейчас в поселке только одно "условно-жилое" здание, где базируется пикет дорожной службы, обслуживающий сезонный региональный "автозимник" Эгвекинот - Мыс Шмидта. После упразднения Шмидтовского района и объединения его с Иультинским, статус районного центра получил поселок Эгвекинот.
Некогда два больших района слились в один новый и он протянулся от берегов Северного Ледовитого Океана - села Рыркайпий, до Тихого океана - поселка Эгвекинот, почти 500 километров.
Официальной консервации поселка Иультин не было, он был просто упразднен после остановки ГОК, но месторождения Иультин и Светлое были законсервированы.
Сейчас через Иультин в зимний сезон пролегает 500км автозимник Эгвекинот - Мыс Шмидта, соединяющий с районным центром северное село Рыркайпий.
Для местных жителей это дорога жизни, по ней осуществляется северный завоз и снабжение села.
Но самым сложным участком является перевал Иультин и поселок Иультин. Горы даже на Чукотке - настоящие горы, с высотой 900 м. Климат здесь суров, бури могут длиться по 4-5 дней без перерыва.
Перевал в зимнее время регулярно "запечатывает", снежные бури здесь обычное дело, за несколько часов "полку" перевала может закрыть полутораметровые сугробы. Это место считается одним из самых тяжелых дорожных участков на всей Чукотке.
Небольшая пурга и необходимо полдня работы бульдозером для устранения последствий
Пикет дорожной службы существует на время действия зимника. Сейчас это единственные жители поселка и обычно рады проезжающим мимо гостям
Зимой высота сугробов достигает 3-4 метров, не лучшее время для экскурсий по городу - призраку.
Зимой выработки и отвалы ГОК прикрыты мощным снежным покровом и выглядит поселок не столь "пост - техногенно" как на летних фотографиях, а вполне живописно, если бы не пустующая чернота выбитых окон многоэтажек.
Улицы с многоэтажками, генеральный план поселка предполагала его расширение вдоль долины на несколько километров.
Здание новой школы, которую начали строить в начале 90-х. Так никогда уже не будет достроено.
Холодные зимние краски, веют какой-то невыносимой тоской от осознания того, какие усилия были потрачены зря на возведение и поддержание инфраструктуры и жизни в этом суровом краю.
Дороги и ГОК были возведены ценою тысяч человеческих жизней и так бездарно были брошены в период экономической бездны 1990-х годов.
А нам приходится, со странным чувством покидать это место, ставшее очередной вехой в истории освоения Арктики и двигаться дальше, впереди еще 150 км непростого зимника до Мыса Шмидта через один небольшой перевал и спуск в тундру.