Однажды мне приснился сон, что я нахожусь в Колпино на кладбище. Я был на нём раньше несколько раз, по разным причинам, и немного знал, как расположены там дорожки. Правда, во сне я стоял на одной из них и смотрел на некоторые незнакомые мне могилы. Они не давали пройти прямо. За ними была раскопанная могила. Пожилая женщина стояла у ямы и смотрела на неё с печалью. Не знаю, откуда и почему, но я точно знал, что это была бабушка моей жены.
Чтобы не пугать жену, я предложил ей бросать работу в колхозе из-за беременности и поехать в отпуск в Колпино, чтобы навестить свою мать. У моей тёщи был рак, все об этом знали, только не знали, когда болезнь начнёт прогрессировать и возьмёт верх. Это был лишь вопрос времени.
- Хватит тебе уже работать в колхозе, съезди домой в отпуск, заодно маму навестишь.
- А как же мои телята, кто будет за ними ухаживать? – спросила жена.
- Слушай, дорогая, в колхозе есть свои работники, найдут замену. А у тебя уже беременность четыре месяца, скоро живот на нос полезет, а ты всё вёдра с пойлом для телят таскать собираешься. Тебе нужно съездить домой. - сказал я.
Жена не на шутку испугалась:
- Что-то случилось? Или может случиться? Ты что-то чувствуешь или знаешь? – спрашивала жена.
- Нет. Скорее не знаю. Будет лучше, если ты съездишь домой. Потом и мама соскучилась, ей так одиноко там. Бери дочку, и езжайте в Ленинград.
- А хозяйство наше, как? Кто за ним присмотрит?
- Я, конечно. Не бойся, посмотрю я за нашими гусями и курами.
- А за индюками? – сказала жена.
- И за ними тоже.
Жена послушалась меня. Всё было нормально. Я ничего не рассказал ей о своём сне. Прошло несколько лет. У нас уже родилась вторая дочь, мы обменяли жильё, съехались вместе с тёщей. А, когда она умерла, то мы кремировали её, потому что это было её последней волей. При этом она хотела, чтобы её похоронили к её матери, к бабушке жены. Настал день, когда мы поехали на Колпинское кладбище. Зайдя на его территорию, я сказал жене, что знаю место, где находится могила её бабушки и могу его ей показать.
- Покажи!
Дошёл до того места, где стоял в своём сне. Передо мной были те могилы, которые я видел во сне и сказал жене:
- Она вон там за этими могилами, - сказал и показал рукой, потом добавил, - но я не знаю, как туда пройти.
- Да, здесь не пройдёшь, пойдём я тебе покажу. Бабушкина могила там.
Когда мы дошли до места, то жена не могла узнать его. По её словам не стало ограды, и не было стелы, что была в бабушкиной могиле. Ещё не было сиреневого куста. Перед нами, под нашими ногами лежал песок, а на нём было две безымянных раковины. Жена плакала и возмущалась.
- Как так!? Кто посмел? Я не могла ходить на кладбище последние несколько лет, так что же нужно всё рушить?
В воде реки, что была рядом с краем кладбища, я увидел стелу и достал её. Там же в воде была и ограда. Она скрывалась под водой. Её доставать я не стал. Мы решили поставить стелу в одну из раковин.
- В какую втыкать? - спросила жена, - Я теперь не знаю, какая раковина принадлежит моей бабушке.
- Эта, что находится справа, - уверенно сказал я.
Мы поставили стелу на своё место. А дома жена показала мне несколько фотографий и попросила показать на них её бабушку.
- Если ты видел, её, то должен узнать на фото. Покажи мне, где она.
Я безошибочно выполнил её просьбу.
Скоро должна была быть Троица, и я пообещал жене, что найду людей, которые раскопали могилу. Дождавшись воскресенья, приехал на кладбище пораньше. Дошёл до могилы бабушки и стал делать вид, что ухаживаю за одной из других могил, которая находилась в стороне. Временами я делал вид, что убираю траву, поливаю цветы или просто грущу и курю сидя на скамейке. Это всё не должно было вызвать подозрения, потому что в Троицу очень много людей идёт на кладбище и делает то же самое. Я дождался появления женщины, которая оглядываясь, дошла до другой раковины и стала приводить её в порядок. Она с подозрением смотрела на меня, но я полил цветы и закурил. Когда женщина потеряла ко мне интерес и утратила бдительность, то пошёл к ней, как бы желая покинуть кладбище и пройти мимо. Когда дошёл до могилы бабушки, то задал женщине вопрос:
- Скажите, пожалуйста, а кто похоронен в этой могиле? – спросил я и показал на раковину.
- Не знаю, - сказала женщина и пошла, чтобы уйти, - я тут случайно мимо проходила.
- Не уходите, у меня есть ещё к вам вопросы.
- Я вас не знаю, не подходите ко мне.
Женщина покинула кладбище и шла к автобусным остановкам. По пути нам встретился милиционер. Откуда он взялся было не ясно. Он словно возник ниоткуда.
- Товарищ, милиционер, задержите его, - она указала на меня. – Он меня преследует, а я его не знаю.
- Стоять! – сказал милиционер.
Он был высокого роста, плотного телосложения и должен был выделяться из толпы. Было странно ещё то, что я никогда не видел его раньше. Хотя я не мог знать всех, кто работал в нашей Колпинской милиции, потом он мог быть не из местных.
- Не меня, её держать нужно. Она сейчас уйдет, а я никуда не денусь. У меня тёща умерла, там могила её матери, кто-то раскопал её, чтобы похоронить родственника. Эта женщина знает тех, кто это сделал.
- За мной! – сказал старший лейтенант милиции, и мы пошли догонять женщину.
Она хотела уехать на автобусе, но милиционер сорвал её планы. Получилось так, что мы все пошли пешком. Когда шли мимо отделения милиции, то старший лейтенант сказал женщине:
- Давайте, повернём сюда и всё выясним.
- Мне нечего выяснять, - сказала женщина и пошла дальше.
Офицер сказал мне, чтобы я не волновался и тоже спокойно шёл дальше.
Мы дошли до проходной Ижорского завода. Женщина предъявила пропуск и прошла внутрь. Милиционер сказал мне, чтобы я ждал и пошёл на территорию завода. Его пропустили. Когда он вернулся, то дал мне номер телефона, написанного на бумажке, и посоветовал решить что делать дальше.
- Вот, телефон, можете позвонить по нему. Лучше будет, если вы напишите заявление в милицию. Правда, она сказала, что они поправят могилу вашей родственницы. Только я бы не верил им.
Мы позвонили с женой по телефону. Женщина по телефону обещала, что они всё исправят, что всё будет хорошо. Обещали поставить ограду на место. Мы поверили. Началась перестройка, безработица, ваучеры, смерть отца, заботы, всё это заставило выбиться из колеи и забыть на время о данном нам обещании. Никто ничего не сделал до сегодняшнего дня. Правда, если не рассказать о ещё нескольких фактах, то история опять будет не полной и потеряет часть своего смысла.
Через пару недель после Троицы, совершенно случайно, меня остановил тот самый старший лейтенант.
- Привет! – сказал он мне. – Что вы решили с женой?
- Мы решили поверить, нам обещали всё привести в порядок.
- Зря! – сказал старший лейтенант, - Хотя это ваше право и вам решать. А какое громкое дело могло из всего этого получиться. Может, передумаете?
- Нет, мы так решили.
- Ладно, - сказал милиционер.
И пока я на мгновение отвлекся, он исчез из моего поля зрения, как будто и не проходил по этой улице. Но и это ещё не всё. Мне приснился ещё один сон, где бабушка жены сидела на кресле, а какой-то мужчина стоял перед ней, держа в руках свою шляпу перед собой. Он чего-то ждал. Бабушка сказала ему:
- Входи! Ты же не виноват в том, что твои родственники тебя сюда определили.
Я запомнил то, как выглядел этот мужчина. Примерно через год, на кладбище, вместо раковины, появилась надгробная плита, на которой был выбит портрет этого мужчины.