Выполняя задачу XXIV съезда КПСС, по обеспечению сельскохозяйственных предприятий тракторами высокой производительности, Харьковский тракторный завод разработал и освоил выпуск новейшего семейства машин, под маркой Т-150. Модификация Т-150К-(колесный), сочетала в себе качества транспортного тягача и скоростного трактора общего назначения. На его основе выпускались такие модели: Бульдозер Т-150КД, погрузчик Т-156, колесный трелевочный тягач Т-157, дорожно-строительный Т-158. То есть разработка заводских конструкторов, стала новым этапом, в развитии советского тракторостроения. Появилась возможность обработки почвы, на скоростях до 15 км/час, и перевозки грузов в прицепах и полуприцепах весом до 20 тонн. Серийный выпуск тракторов, начался в 1973 г. V-образный шестицилиндровый дизель СМД-60, мощностью 165 л.с., был разработан непосредственно под тракторы серии Т-150. Наличие турбонаддува, позволило существенно увеличить мощность машины, без перерасхода топлива.
Установленная двухместная кабина заслуживает особого внимания. Для того времени, это был настоящий шедевр. Широкая, комфортная, оборудованная отопителем, стеклоподъемниками, вентилятором . Запуск дизеля производился из кабины, с помощью пускового двигателя. А тот в свою очередь имел запуск электростартером, хотя в комплектации было и ручное дублирующее устройство. Место оператора находится с правой стороны, так что смело можно назвать Т-150 К, иномаркой с правым рулем. Рулевое управление очень легкое, поворот осуществляется благодаря излому передней и задней полурам вокруг шарнира (так называемая шея), под воздействием левого или правого гидроцилиндра. Ведущий задний мост и подключаемый передний, помгали трактору преодолевать бездорожье. Но это еще не все его достоинства. Самое интересное было в конструкции коробки передач. Благодаря установленным гидроподжимным муфтам, переключение передач производилось полуавтоматически, с помощью рычага, расположенного на рулевой колонке. То есть механически включается только один из четырех диапазонов: пониженный, рабочий, транспортный или задний ход. На каждом диапазоне есть четыре скорости, с помощью которых подбиралась оптимальная для выполнения работ нагрузка на двигатель. Задача оператора переместить рычаг, а переключение на выбранную скорость произведется автоматически гидромуфтой. Колодочная тормозная система с пневматическим приводом, эффективно справлялась с остановкой семитонной машины, а стояночный тормоз крепко удерживал трактор даже на склонах. Но были конечно и не доработки, в конструкции. В частности, слабым местом оказался двигатель, имевший не большой ресурс, и требовавший частого ремонта. Позже, ремонтные заводы начали установку на Т-150 К дизелей ЯМЗ-236, от автомобилей МАЗ. С этими агрегатами трактор начал новую жизнь, значительно увеличив количество выполняемых работ. Тогда и сам завод начал комплектацию своих изделий дизелями ЯМЗ и КАМАЗ. В итоге, высокая цена, несопоставимая с качеством машин, резко уменьшила спрос на харьковский трактор.
Подписывайтесь на канал "Автобаза СССР" ставьте лайки, делитесь информацией с другими любителями советской техники! С уважением, завгар автобазы.