Найти тему

Парадоксы политической географии Средней Азии

Или как Узбекистан стал Казахстаном и наоборот

Забавное иногда ощущение испытываешь, глядя на современную политическую карту Средней Азии. Особенно, когда взгляд натыкается на такие названия как Казахстан и Узбекистан. И ты невольно вспоминаешь о том, что в действительности Узбекистаном некогда именовалась территория современного Казахстана. А узбеки стали называться узбеками только после того как были завоеван казахами. Точнее, конечно же, предками современных казахов. Как так вышло? Ну, если вкратце...

Происхождение этнонима узбек связано с именем и деятельностью Узбек-хана (1313-1341 гг.), одного из величайших султанов Улуса Джучи (Золотая Орда), при котором в Дешт-и Кыпчак окончательно установилось господство ислама, укрепились культурно-экономические связи с мусульманскими странами, произошло усиление ханской власти, развитие городской культуры и экономики.

-2

Как собирательное обозначение подданных золотоордынского хана наименование узбеки впервые встречается уже у персидского историка и географа XIV в. Хамдаллаха Мустафи Казвини (ум. 1350 г.): рассказывая о походе Узбек-хана на Азербайджан в 1335 г., он называет его воинов узбекийан ("узбекцы"), а сам Улус Джучи - Мамлакат-и узбеки ("Держава узбеков"). Именно с легкой руки Казвини этот новосотворенный этноним вошел в употребление у всех последующих ирано- и тюркоязычных авторов. А ближе к концу XIV - началу XV столетия, благодаря посредничеству исламской интеллигенции, проник и в среду собственно жителей Дешт-и Кыпчак. Момент оказался чрезвычайно удачным. Великая Замятня (1359-1380 гг.), потрясшая сами основы Улуса Джучи, реставрация Тохтамыша (1380-1395 гг.) и последовавший за ней окончательный распад Золотой Орды сделали для многих из обитателей кыпчакской степи чрезвычайно актуальной отсылку к временам Узбек-хана, временам утраченных единства и величия. Неудивительно, что к XV веку узбеки стало самоназванием населения одного из крупнейших осколков Улуса Джучи - Кок-Орды, занимавшей значительную часть современных Западной Сибири и Казахстана. Соответственно, и государство узбеков получило обозначение Узбекской орды или Узбекского улуса.

Первыми правителями независимого Узбекского улуса с легкой руки Железного Хромца Тамерлана стали Тукайтимуриды из линии Урус-хана. Однако уже в 1428 г. власть в орде захватил представитель династии Шибанидов - Абу-л-Хайр-султан. Именно ему суждено было дать начало тем событиям, что привели к рождению этнонима казах и навсегда поменяли местами казахов и узбеков на карте Средней Азии. Впрочем, произошло это далеко не сразу. Лишь в 864 г. хиджры (1459-1460 гг.), когда в ходе очередной, увы, довольно скупо описанной в источниках, замятни в Узбекском улусе погиб старший сын Абу-л-Хайра - Шах-Будаг-султан, а двое противников хана из рода все тех же Тукайтимуридов - Гирей-султан и Джанибек-султан вместе со своими родами и сторонниками бежали из улуса под защиту Есен-Буга-хана, правителя соседнего Моголистана. Повелитель моголов любезно принял мятежных узбекских султанов и выделил им для кочевья земли на западе своего государства и к югу от озера Балхаш, как-раз на границе с Узбекским улусом. Где они и основали свое небольшое владение, ставшее центром притяжения для всех противников Шибанидов в Дешт-и Кыпчак. А так-как в тюркских языках для обозначения временного состояния вольных людей, оторвавшихся по тем или иным причинам от своей социальной среды или государства и вынужденных вести жизнь искателей приключений, служит слово "кайсак", то собравшаяся вокруг Гирея и Джанибека вольница и получила обозначение - узбек-кайсаки или узбек-казахи.

-3

Однако Абу-л-Хайр отнюдь не собирался мириться с подобным вражеским гнездом у себя под боком, и в 873 г. хиджры (1468-1469 гг.) он предпринимает решительный поход против казахской вольницы Моголистана. Но... застигнутый в пути внезапными дождями, а затем снегопадами и резкими заморозками, сковавшими действия его армии, внезапно заболевает и умирает. Воспользовавшись моментом и замешательством в рядах сторонников Шибанидов, заручившись поддержкой своего родственника Ибак-хана, правителя Сибирского ханства, и ногайских мурз, Гирей и Джанибек со своими узбек-казахами врываются в Узбекский улус и после непродолжительной борьбы захватывают контроль практически над всей страной. И вот тут происходит самое интересное - если обычно в истории Великой степи кайсачья вольница, перестав быть таковой, теряла и свое прозвание, возвращаясь к прежним племенным обозначениям или же обретая совершенно новые, то в этот раз произошло иначе - Узбекский улус превратился в Даулат-и казах (Казахское государство), Казахское ханство.

А как же узбеки? А судьба этнонима узбек с этого момента оказалась связана с юным царевичем из рода Шибанидов - Мухаммадом Шейбани (названным так в честь своего далекого предка и основателя династии - Шибана, сына Джучи и внука Чингисхана, но на арабский лад), сыном того самого Шах-Будаг-султана, после гибели которого Гирей и Джанибек бежали в Моголистан. Мытарства юного Шибанида и его младшего брата Махмуд-султана после утраты их родом власти в Узбекском улусе - отдельная тема, достойная стать сюжетом для захватывающего боевика. Достаточно вспомнить как в 1471 г. коалиция в составе хана Большой Орды Ахмата (того самого, с Угры), правителя Сибири Ибак-хана и ногайцев во главе с бием Аббасом угрожающе нависла над Хаджитарханом (Астрахань) с требованием выдать укрывшихся в городе Шибанидов. Двадцатилетний Шейбани с братом вовремя скрылись из бессильного защитить их города. А затем юный царевич с небольшим отрядом сторонников... внезапно атаковал лагерь потерявшего бдительность Ибак-хана, убив в короткой яростной схватке его сына и брата. После чего с той же безрассудностью обрушился на ставку другого своего могущественного недруга - Ахмата, вынудив того даже прервать свой набег на Русь. Устроив весь этот переполох, Шейбани растворился в некогда узбекских, а теперь уже казахских степях.

Впрочем, ненадолго. Уже в следующем году неистовый Шибанид "всплыл" на берегах Сырдарьи, где, захватив несколько кок-ордынских городов, попытался создать базу для возобновления борьбы за контроль над Узбекским улусом. Здесь нет смысла излагать историю многолетней упорной борьбы Шейбани с казахскими султанами, в которой он, казалось бы, перебрал все мыслимые варианты союзников - Тимуридов, Моголов, ногайских мурз. Важно, что так или иначе, но борьба это оказалась бесплодна - силы сторон были попросту несопоставимы, а внутренне положение Казахского ханства слишком стабильно и прочно, чтобы Шейбани мог рассчитывать на успех. Но, как это часто бывает в истории, бессильный на родине, оказывается великим завоевателем на чужбине. Не в силах подчинить себе Дешт-и Кыпчак, Шейбани обратил свое внимание на лежавшие южнее политически раздробленные и погрязшие во внутренних усобицах владения Тимуридов. И в 1499 г. он приступил к завоеванию Мавераннахра и Хорасана, завершившемуся лишь к 1508 г. с разгромом и бегством султана Хорасана Бади аз-Замана, последнего тимуридского правителя Средней Азии.

Но для нас сейчас важно несколько иное. Именно сплотившиеся вокруг Шейбани-хана и его ближайших преемников враги и кровники казахских султанов и принесли имя узбеков на территорию современного Узбекистана. Если раньше, как мы видели на примере людей Гирея и Джанибека, изгнанники и мятежники всех мастей именовали себя кайсаками, то сторонникам Шейбани, выступавшим против взявших верх в родных степях узбек-казахов, было уже как-то не с руки называть себя этим же словом. Напротив, упирая на свою принадлежность к враждебному лагерю и приверженность идее возвращения к власти внуков Абу-л-Хайра, они подчеркнуто именовали себя узбеками. То есть к концу XV в. понятие "узбеки" из обозначения вообще всех кочевых обитателей восточного Дешт-и Кыпчак превратилось в наименование приверженцев старого режима, сторонников Шибанидов. Ну, а к началу XVI в. оно сменило еще и географическую прописку, переместившись на земли, а со временем и обитателей, древнего Мавераннахра и, частично, Хорасана.

-4