Воображением называют способность мышления человека к тому, чтобы спонтанно или преднамеренно выстраивать в своем сознании образы, представления, мыслительные конструкты или идеи. Эти образы и идеи могут не иметь никакого отношения к реальности, и не всегда могут быть восприняты тем, кто воображает или кем-то другим в непосредственном чувственном опыте.
Ключевым в этом вопросе является спонтанность возникновения в сознании идеи, образа или мысли. Происходит нечто, причину чего невозможно проследить.
Представим себе ситуацию, при которой мозг человека является некой электронно-вычислительной машиной, которая может быть описана с помощью физики и химии. Данная машина создает некое виртуальное пространство, представим его себе в виде космоса. В этом космосе машиной генерируются объекты - это виртуальная проекция показателей датчиков - зрения, вкуса, обоняния, слуха осязания, а также боли и приятного. Речь не идет о реакциях, которые осуществляют некие досознательные разделы мозга, поэтому объекты, генерируемые машиной в нашем пространстве, уже являются продуктом, прошедшим досознательные стадии. Это - логические объекты, суть каковых в том, чтобы быть подвергнутыми рефлексии, что, в данном пространстве можно изобразить, как всестороннее рассмотрение. Если есть рассмотрение, наблюдение, то должен быть наблюдатель. И тогда мы вводим наблюдателя, то есть Я. Я наблюдает объекты данной реальности, наблюдая через них и окружающий мир. Это Я должно иметь некие возможности, например "перемещение" в данном пространстве, а также возможность обратной связи с электронно-вычислительной машиной, и через нее - со всем телом, в котором установлены датчики в виде органов чувств, и манипуляторы, в виде различных членов.. Значит Я должно иметь возможность влиять на объекты, менять их, посылать некие сигналы машине (например, посредством все той же работы с объектом виртуального мира). Я должно быть свободно, и недетерминированно, по крайней мере ничем в этом мире, иначе Я перестает отличаться от объектов, меж тем Я - деятель. В попытке познать самое себя Я абстрагируется от себя, и Я перестает быть Я, становится объектом, тогда как истинное Я - все тот же наблюдатель. Поэтому к Я следует применять познание посредством отрицания. В некотором роде Я нет, так же как в компьютерной игре нет камеры, как внутриигрового объекта.
Но может ли Я быть чем-то детерминировано? Вероятно у Я есть некоторый показатель, указывающий на степень его автаркии. Независимость Я, в таком случае, становится независимостью от объекта, с которыми Я взаимодействует. Как волевой деятель Я может определить степень своей зависимости, но определившись, как независимое, влияние Я на машину, вероятно, зависит от степени силы воздействия, пропускной способности канала обратной связи и соотношения с влиянием досознательных процессов. Если мы используем данную модель, то мы сохраняем свободу воли.
Но в этом виртуальном, а лучше сказать логическим мире, мире смыслов, как объяснить воображение. Возникающие идеи, которые не зависят от органов чувств непосредственно - что это? Если эти объекты которые генерируются машиной, то ответ следует искать в химии и физике мозга. Если процесс генерации проходит через механизм интерпретации - то следует понять, как именно работают эти законы, и через что проходит информация от органов чувств - к этому логическому пространству. Если это генерируется Я, то мы членим Я, создавая новое бессознательное уже внутри него, ибо Я не наблюдает подобного за собой. Если даже предположить, что в процессе воображения нечто черпается из памяти, или бессознательного, то вопрос - по чьему запросу? Возможно, что тут имеют место быть некие флуктуации, которые рождаются из квантовой неопределенности.
Уже было упомянуто, что Я сохраняет свою независимость, и ничем не детерминированно. Имеется ввиду то, что причиной движения Я является само Я, однако не причиной существования. Понятно, что Я существует благодаря тому, что существует биологический объект, который является носителем Я. Я находится в пространстве, существование которого обусловлено существованием живого организма, или иной подобной среды (если представить себе искусственный интеллект в рамках компьютера, или сети). Но выше упоминалось также и то, что Я, в некотором смысле, не существует. Во всяком случае в том смысле, в котором существует биологический или иной объект. Таким образом Я и обусловлено существованием разумного носителя Я, и не обусловлено ничем, Я и существует и не существует. Я находится в пространстве, созданном "физически" внутри биологического разумного объекта, однако может ли существовать это пространство без объекта, без разума, например в пространстве мира идеи? Речь идет об идеальном мире, в котором действуют, к примеру, лишь законы логики, математики и геометрии, в мире абстракции. Ведь и этот мир, как Я, и существует, и нет.