Найти тему
Армия и Флот

Ученья и марши

Воспоминания нашего однополчанина по службе в ГСВГ в шестидесятые годы. В те былинные времена служили ещё по три года:

"Сидя на дежурстве после двенадцати часов, о чем только не думаешь, чтоб не уснуть. Если до дембеля далеко, так о родине лучше и не думать, а лучше сосчитать керамические плитки на полу коридора, шагами измерить расстояние из конца в конец и, подумать, хорошо, что хоть не при синей лампочке сижу, а то был бы и вовсе капец. А ведь и до этого доходило (до синей тревожной лампочки).

Так вот как-то сидя на дежурстве, уже перед дембелем взялся считать, а сколько же времени я пробыл на полевых учениях. И выходило где-то, что около восьми месяцев, т.е. почти треть службы.

Не знаю, как потом, но нас тренировали крепко, сильно в части не засиживались, ездили во все концы Германии. На учениях бывало всякое, но запоминается всегда только веселое и выходящее за пределы уставной жизни.

Как ездили? Да на машинах. Когда отрабатывали доставку «изделий», то от пехотного полка нам придавались еще и два-три бэтээра с бойцами для сопровождения. В общем, все, как и положено.

Тренировались, ели, пили, спали. Солдаты спали в палатках, офицерский состав в салонах машин, как в плацкартном купе вагона, с бельем и прочими удовольствиями. Палатки у нас были тяжелые, брезентовые, не слишком горючие, а вот у пехотинцев были из какого-то достаточно горючего материала. При мне, одна палатка мгновенным факелом сгорела и это зимой.

Иногда выматывались так, что засыпали на ходу. Как-то зимой, под утро, еще только забрезжил свет, разворачиваемся в лесу, дошли до установки палаток, смотрю, а молодой пехотинец, как тянул за стропу, так и сел с нею в снег и спит мертвецким сном, со стропой в руках.

Ставили палатку, выкапывали ямку под печку-буржуйку (топили торфяными брикетами), пол устилали еловым лапником, сверху добавляли маскировочные сети и, сунув автомат под бочок, засыпали без задних ног. Интересно было наблюдать ночью за спящим дежурным возле печки – буржуйки, как он клевал носом в раскаленные конфорки, но в последний момент, не просыпаясь, откидывался назад. Дежурили возле печки часа по два, наверное.

Полевую кухню возили с собой, как икону Богородицы и, в случае вражеского нападения её нужно было защищать до последней возможности (вплоть до рукопашной схватки), а иначе, что это и за боец без хорошего котелка каши.

Мужики, а помните тушеночку в банках со смазкой, а? А сосисочный фарш, а печеночный, а гречневую кашу с мясом и свежей луковичкой, а? То-то и оно ребята, что нынешние ресторации и близко к такому стоять не могут со своим харчем, да-а…. какие нынче времена, какие нравы. А то бывало, берешь две банки гречневой каши с мясом, вываливаешь их в общий котелок, сверху еще банку мясной тушенки и помешиваешь всё это ложкой сверху – вниз, сверху – вниз…. Ребята смотрят на всё это и ждут, не дождутся своего солдатского откровения.

Нам на учениях выдавали дополнительно еще и сто граммов сала с собственного свинарника. И чё не жить-то? Жили, служили и себя не забывали.

Марши в район дислокации всегда совершали по ночам. Днем только радисты, иногда выезжали на учения или там небольшое учение штаба. А так, только по ночам. И вот, чтобы не уснуть за рулем, брали с собой в «бардачок» или каменные ржаные сухари с солдатского сухпайка или сигареты, хотя курить на марше и запрещалось. Так же как и поднимать стекло в кабине со стороны водителя и зимой и летом.

В «химии» (защитном комплекте) мы ездили, но не так много, как в противогазе. В соц.обязательствах по части у нас было записано «Пребывание в противогазе на марше шесть часов». По шесть часов, конечно, не ездили, сейчас не скажу по сколько, но то, что приходилось время от времени оттягивать противогаз и выливать оттуда пот, это – да.

В кабине, вместе с водителем всегда сидел старший машины офицер или сержант. И хорошо если они не спали на марше, а то, когда рядом напарник сладко сопит, ох как трудно удержаться от засыпания, особенно при вождении по индикатору. Это, в общем-то, несложное упражнение, но требует бодрости. Ночью, когда уже весь мир в покое и, даже немцы давно спят, мы выключали фары своих машин и совершали марш только по подсветкам устроенных под кузовом машины. Желтый свет, от которых падал на белое пятно, нарисованное на заднем мосту автомобиля. На задних же красных фонарях стояли металлические экранчики с четырьмя небольшими прямоугольными прорезями, т.е. если чётко видишь все четыре прорези, значит до впереди идущей машины – 25 метров, две – 50 метров, одну – больше пятидесяти. И так вот двигались. Движение колонны, конечно, напоминало, скорее судороги очень уставшего спящего человека, а не натянутую струну.

Но наш «старый» командир части полковник Самойленко умел водить колонну на марше, и крепко умел… Сидишь, рулишь, дед – старший машины дрыхнет, марш не близкий. Ты грызешь сухари, высовываешь свою рожу навстречу ветру, крутишь онемевшей шеей, можешь даже тайком курить и тут, мимо тебя как вихрь, как Чапаев в сабельной атаке вдруг проносится командирский ГАЗик. И из окна означенного газика для всего мира, а пуще для личного состава колонны торчит волосатый кулак «бати». Приходишь в себя мгновенно, сердце выдает сто двадцать ударов в секунду, сигарета гасится, попой ерзаешь по сидению и лихорадочно начинаешь думать «За что?».

И вот при таких делах мы были лучшими в ГСВГ среди «своих» по вождению машин в колонне на марше.

Радист на марше сидел в командирской машине и в хвостовой. Водитель Манько из Воронежа, майор (строгий такой был (4-взвода?), невысокого роста, очень любил проверять посты и делать вводные для караула) и я грешный радист заснули. Проснулись - упирается наш "газон" в березу, Но видно скорость была маленькая и беды, кроме как "разбудить", ничего не произошло. Вот это бывало на ночном марше нашей части.

Другие "фокусы" подбрасывали немцы и наши бравые бойцы. На перекрестках ставили регулировщиков по пути следования колонны. Поставили Володю Морозова на таком перекрестке у гаштета. И так долго колонна к нему "подползала", что немцы накачали бойца своим "корном". Володя, как герой из фильма "Судьба человека" после первой и второй не закусывал... И когда пришла колонна мы ему помогли забраться на "борт" последней машины, которая забирала регулировщиков. Публика из гаштета вышла провожать бойца, потому что пить немчура не умеет, тем более в таких количествах и без закуски…"

Если Вам интересны мои публикации, поставьте палец вверх и подпишитесь на канал — тогда они будут чаще появляться в Вашей ленте новостей. Спасибо за внимание!