Москву с гастролями посетил настоящий театральный шедевр, который теперь можно увидеть только дома в записи, но зато совершенно бесплатно!
Почти 10 лет назад поздно вечером раздался звонок в дверь. На пороге стоял взволнованный друг-сокурсник — увлеченный музыкант, который на тот момент только исполнил свою мечту и устроился на подработку в звукозаписывающую студию. Спешно разуваясь, он прямо в коридоре без каких-либо церемоний трясущимися от нетерпения руками разматывал провод наушников, доставал из рюкзака ноутбук и, водрузив всю эту конструкцию на стол, изрек:
"Ты должен это услышать!".
Я, признаюсь, был заинтригован. Ожидал услышать какой-то совершенно невероятный вокал или фантастическое исполнение. Ну ради чего проделывать такой путь на ночь глядя, чтобы непременно "лично увидеть мою реакцию"?
Но едва пошла запись, как события обрели куда более неожиданный поворот. Сначала я услышал, как вошел парикмахер и начал буквально ходить вокруг меня, что-то приговаривая, бормоча и хлопая дверью. Звук перемещался вокруг настолько реалистично, что я рефлекторно оглянулся, ожидая увидеть "хлопнувшую дверь" у себя в квартире в том месте, где прежде всегда была глухая несущая стена. Потом парикмахер надел целофановый пакет мне на голову, и я машинально вжал голову в плечи. Понимал, что это — лишь звуковая "иллюзия", но мозг давал команду мышцам быстрее, чем в этот процесс включалось сознание. А парикмахер тем временем, стянув пакет, приступил к своим непосредственным обязанностям – щелкать ножницами и бритвенными станками вокруг моей головы.
Ничего подобного прежде я на тот момент не слышал, и мне стало прекрасно понятно почему друг захотел непременно увидеть меня со стороны — так он рассчитывал воскресить свои первые эмоции. От каждого взмаха ножниц я пригибался, от каждого проезда машинки от левого уха к правому ежился. Длился весь этот опыт не более 5-ти минут. И если вы с подобным до сих пор не сталкивались, та запись ждет вас первым комментарием к оригинальному посту в фейбуке (только слушайте СТРОГО! в наушниках, желательно закрыв глаза). Это гарантированно тот случай, когда даже самый живописный рассказ не передаст вам силы самого переживания.
Тогда же друг восхищенно поведал, что эта технология называется бинауральной записью, которую в народе окрестили 3D-audio. Микрофоны крепятся к искусственной человеческой голове, и они пишут звук, сохраняя диспозицию, на 360 градусов. Мол, на студии все только об этом сейчас и говорят.
Говорили об этом и мы. Почти всю ночь слушали по очереди разные записи, что удавалось найти в интернете, упоенно фантазируя какую революцию это произведет в киноиндустрии. Мы представляли, как помимо 3D очков (об очках виртуальной реальности тогда еще слышно не было) наденешь еще 3D наушники и буквально уйдешь с кресла кинозала в фильм с головой.
Потом мы начали воображать, как композиторы начнут писать музыку под эту технологию. Мертвую музыку, как мы ее тогда называли, поскольку ее нельзя будет исполнить живьем (да и в принципе любая попытка убьет всякий смысл). Заканчивали, уже почти под утро, мечтая по-новому услышать затертые записи наших любимых музыкантов, когда появится возможность их под эту технологию перекодировать.
Но никому из нас тогда и в голову не могло придти, что эта технология наиболее значительно впервые проявит себя именно в театре. Сейчас, конечно, это не удивляет. Театр в принципе по своей сути — про то, что происходит "здесь и сейчас", поэтому активнее и решительнее других видов искусств работает с современностью и обращается к самым передовым и экспериментальным технологиям. Но тогда очевидными такие мысли еще не были.
И вот в прошедший уикэнд, отыграв за 3 года с момента премьеры уже 320 спектаклей и покорив почти весь мир, режиссер (и он же единственный исполнитель) Simon McBurney привез на гастроли в московский театр "Мастерская Фоменко" свою "Встречу" ("The Encounter") — спектакль, построенный на той самой бинауральной технологии.
Как это осуществимо?
Вы заходите в зал. На спинке каждого кресла расположены наушники. Вам нужно их надеть. Вас инструктируют где правый, а где левый динамик (а не перепутать их – предельно важно). Без наушников на голове спектакль не получится, поэтому вы всем залом сидите в наушниках и смотрите на сцену в ожидании появления режиссера.
Следующие два часа больше напоминают сеанс гипноза, чем спектакль. Про окружающий мир и привычный ход времени забываешь совершенно.
Спектакль вдохновлен романом "Сияние Амазонки" румынского писателя Петру Поспеку и, казалось бы, пересказывает события книги: фотограф из National Geographic направляется делать снимки некоего племени. Но, разумеется, "встречается" в джунглях с тем самым "Сердцем тьмы", которое некогда блистательно описал Конрад, осваивает невербальную коммуникацию, расширяет свое сознание и лишается привычных представлений о времени и бытии.
Вроде бы, история сама по себе захватывающая. Плюс ко всему богатая на звуки природы, ветра, водопада, животных. Простой последовательный пересказ сюжета, сопровождаемый бинауральным воспроизведением этих звуков – уже обеспечил бы "Встрече" нешуточный успех.
Но у режиссера планы оказались куда более амбициозные. Он, подобно театральному алхимику, собрал настолько захватывающий и интересный спектакль, что даже если "причудливую" технологию из него убрать, спектакль от этого не сильно потеряет. Технология здесь лишь позволяет оживить то самое конрадовское "Сердце тьмы", приправленное поиском "источника" из знакомого всем с детства "Маленького принца" Экзюпери. Причем оживить не на сцене, а напрямую внутри черепной коробки каждого отдельного зрителя.
В итоге из приключенческого романа с философским подтекстом получился мощный философский спектакль с элементами приключения. Даже не просто спектакль, а настоящий театральный шедевр!
Начинается все далеко от Амазонки.
Первые 20 минут зал катается со смеху, пока режиссер знакомит всех с технологией, показывает ту самую "голову с микрофонами" на сцене, дует ей в правое ухо, отчего все зрители, дружно взвизгнув, хватаются за свое правое ухо. Попутно режиссер демонстрирует из каких элементов будет складываться грядущее путешествие.
Зачем эта вводная часть?
Ну во-первых она интересная и неожиданная! Хотя дольше, пожалуй, спектакль на одном "вау-эффекте" от технологии протянул бы вряд ли.
А во-вторых, она важна не менее (а возможно и более), чем даже сама история про "Сияние Амазонки".
Поскольку именно в этой шутливой вводной части режиссер, рассказывая о романе и его главном герое, затрагивает крайне глубокие проблемы. Например: Почему мы, люди, вообще так часто предаемся описанию событий? Откуда в нас потребность описывать свой или чужой опыт? И как мы, воспринимая это описание, отличаем реальность от вымысла? Способны ли мы различать их в принципе?
Как видите, классическая британская стратегия – вроде все весело и задорно, но при этом с большим смыслом.
И пока ты еще формулируешь и гадаешь над обозначенными вопросами, рассчитывая найти ответы в грядущей обещанной встрече с джунглями Амазонки, вдруг, вместо джунглей, в спектакль вторгается еще одна сюжетная линия – появляется дочь режиссера. Нет, не на сцене. Опять же – у вас в голове, за счет эффекта в наушниках. Она обращается к отцу, и "запись" режиссера-отца ей отвечает. При этом режиссер молча стоит перед залом, демонстративно закрыв рот. Лишь спустя несколько минут этого "немого" диалога" режиссер объяснит, что запись с дочерью была сделана 4 года назад. И в результате, опять задолго до того, как нам об этом поведает сама история, мы наблюдаем насколько легко можно расширить границы разума и представления о линейности времени.
А зачем нужна линия с дочерью?
Дочь просит рассказать историю на ночь. Вроде ничего необычного, но вновь происходит важное — именно это событие служит отправной точкой для рассказа об Амазонке. Режиссер начинает рассказывать историю полному залу людей. Но при этом каждому "на ушко", как-будто возле постели, как-будто каждый в зале и есть тот самый мающийся бессонницей ребенок.
Такое гениальное решение приводит к тому, что технология из "аттракциона" и "заигрывания" трансформируется в нечто большее. Она обнажает саму суть театрального искусства — толпа незнакомых людей сидит вместе, но при этом даже те, кто пришли парой или компанией, погружены в собственное одиночество. И у этого одиночества свое "Сердце тьмы", и свой "поиск источника". Режиссер читает сказку на ночь сразу всем и одновременно каждому.
И таким образом каждый зритель оказывается запертым в зале между сном и реальностью. И вновь это имеет важное значение, поскольку через несколько минут ровно в таком состоянии найдет себя персонаж истории про путешествие в Амазонку.
Но и сама история не так проста, как может показаться.
В первую очередь с ее помощью режиссер почти в формате манифеста постулирует, что любая описательная история и, как следствие, вообще вся человеческая история неразрывно связаны с культурой и технологиями. Но что будет, если у нас их забрать? Сможем ли мы вернуться обратно в дикую природу? И часть ли мы этой природы вообще? Все годы развития цивилизации мы так стремимся от нее отгородиться, уйти как можно дальше, что может быть как раз природы-то в нашей природе и нет?
А теперь вспомните, что все в зале сидят в наушниках.
Наушник — это же не устройство, чтобы "услышать что-то". Наушник – всегда средство "что-то не слышать", от окружающего отгородиться. И в этот момент осознаешь, что бинауральная технология в этом спектакле — вообще не главное. Она — всего лишь одно из средств. Как не главная здесь и история романа. Она — тоже средство. Но сочетание этих средств создает что-то предельно значительное и сильно свои компоненты превосходящее
Например, в рассказываемой истории про Амазонку герой вдруг обнаруживает в себе некую способность к телепатии. Неизвестная речь одного из представителей "дикого" племени вдруг начинает проникать непосредственно в его сознание в виде мыслей и образов. Причем герой до конца не может доверять своим ощущениям.
И ровно таким же образом речь исполнителя проникает в сознание каждого зрителя. Более того, ровно с сомнений в достоверности любой описательной истории спектакль и начинался.
В результате записанный голос режиссера-исполнителя, его речь, голос его дочери, звуки природы — все смешивается в единый поток, стремительно уносящий из повседневной суеты к вопросам: а насколько мы можем доверять свидетельствам своих органов чувств? Мозг, опираясь на слух, сообщает нам, что режиссер стоит у нас за правым плечом, но глаза видят его на сцене. Какому органу чувств следует довериться в этом случае? Вроде же зрению. Ведь аудио – лишь "иллюзия". Но слух-то как раз фиксирует все происходящее именно реально!
И спектакль перестает работать с привычным зрительским восприятием и обращается к восприятию экстрасенсорному, проверяя и испытывая пороги и пределы человеческих ощущений, в конечном итоге порождая совершенно невероятный эффект — современный спектакль, построенный на современной технологии в современной театральной форме вдруг своим содержанием и глубиной сдувает всю пыль современности.
А смахнуть пыль современности и увести зрителя в мета-путешествие в "поисках источника" – одна из высших целей любого вида искусства.
Получился даже не спектакль, а настоящая театральная алхимия, которую создает далеко не один режиссер-исполнитель на сцене, а еще 10 "невидимых" человек за ее пределами из театральной компании Complicite. Их вы увидите на видеозаписи овации с последнего московского показа.
А на четвертой минуте этой записи вас ждет финальное обращение режиссера к русской публике. И даже в нем режиссер продолжает не отпускать зрителя. В частности он вновь разрушает все театральные условности и подвергает сомнению "вымысел" описанной истории, рассказывая как сам лично навестил то самое племя.
Появление шедевра такой величины в России стало возможно, благодаря сотрудничеству сразу двух театральных фестивалей – фестиваля "Золотая Маска" и фестиваля "Черешневый лес". За что им, и всем, кто сделал эти гастроли возможными – огромное спасибо! Крайне сложный (при всей своей кажущейся простоте) с технической и эксплуатационной стороны спектакль был представлен невероятно качественно и отлажено.
К сожалению, теперь "Встречу" придется ждать в новом гастрольном туре и караулить в других мировых городах и странах, если это вообще когда-либо случится. Пока никаких планов о показах нет. Следить же за обновлениями в гастрольном графике спектакля можно тут: http://www.complicite.org/productions/theencounter
Но, к счастью, в интернете давно есть качественно смонтированная видеозапись (спектакль в позапрошлом году транслировался online).
Увидеть ее можно, например, тут: https://yadi.sk/i/Uei18Tab3Wbpqb
И даже в таком формате "Встреча" воздействует очень мощно, поскольку бинауральный звук в этой записи сохранен. Так что, как минимум аудиально, эффект присутствия сохранен. Смотрите в наушниках и не перепутайте правую и левую сторону. :)
Единственный нюанс — только английская речь и английские субтитры.
___________
Видео, фото, обсуждение и комментарии:
https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/434343927014516
Самые свежие обзоры и обсуждения театральных и музыкальных событий всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrant