Найти тему

Учить или не учить сотрудников?!

Одна из самых часто возникающих тем при общении с владельцами бизнесов, это дилемма “Учить или не учить (сотрудников)?”. Этому вопросу посвящены недавние посты ...
Мои текущие подходы

1.
Учить нельзя, можно только помогать учиться. Другими словами, если человек сам не учиться (не прилагает усилий), то вы его научить не сможете.
“И …?” - скажете вы (=что из этого следует?).

2.
Тратить деньги на обучение нужно только тех сотрудников, в результате обучения которых вы (1) либо планируете (сможете) их повысить в должности (=поручить новые обязанности), сэкономив на поиске нового сотрудника или на численности, (2) либо в результате нового скилза сотрудника появиться какая-то ценность для клиентов, за которую они готовы будут заплатить БОЛЬШЕ денег, чем платят сейчас.

Довольно частая ошибка - обучить сотрудника тому, за что клиент не готов платить, например, сотрудник стал писать тексты лучше, интереснее, но это не приносит компании новых клиентов, текущие же не готовы за этот сервис платить больше. А “боец” то ваш учился, старался, стал ценить себя больше, хочет, чтобы зарплату ему повысили.
- А ты не боишься, что мы их научим, и они уйдут от нас?
- А ты не боишься, что мы их не обучим, и они остануться?
А как же там коучинг, шмоучинг и атмосфера? (ответ в третьем пункте)

3. Гуманизм - враг эффективности. Вы либо хорошая “пчела Мандевиля” (=эффективный бизнес), либо благотворительный центр по удовлетворению собственных комплексов по развитию человечества.
Не надо себе (своему бизнесу) льстить: вы высоко инновационная компания? Ну-ну …
Для имитации гуманизма есть особые люди - эчары - главное взять себе на работу эчара, который никогда не врёт (=всегда искренне верит в то, что говорит). Для имитации развития персонала хорошо подходят тимбилдинги, внутренние коучеры, корпоративы и прочее “эмоциональное развитие персонала”. Это принципиально отличается от обучения тем, что люди начинают больше ценить место работы, а не свой труд.

4.
Терциаризация: салариат vs прекариата
Вы (ваш бизнес) не может быть белой вороной, если конкуренты в век терциаризации повышают свою конкурентоспобность за счет перевода салариата в прекариат, то вы либо уйдете с рынка, либо будете делать то же самое.

Из этого следует, что тратить деньги на обучение МОЖНО только тех сотрудников, которые сами хотят учиться.

Почему “можно”, а не нужно? (ответ во втором пункте)

Это отчасти ответ на известную шутку:

“Ну как же? - спросите вы - Ведь столько примеров успешных компаний, которые много вкладывают в обучение своих сотрудников!”

“Цинично! - скажете вы.” Да, цинично, но у вас есть выбор: бизнес перестаёт быть “пчелой Мандевиля” (=эффективным бизнесом”) и становится инструментом реализации ваших комплексов. Ну нельзя делать ремонты квартир и платить все налоги - вы ни при какой эффективности не будете конкурентоспособными.

Для “приглушения” совести читайте пункт 4.

Анализируя проекты, о которых пишут в газетах, журналах и постах в FB, я однозначно вижу, что (1) либо это “пустая” трата денег владельцев компании (не совсем пустая - трата на лесть самим себе), (2) либо скрытая, в том числе от исполнителя проекта, прекариатизация персонала компании.

P.S. И таки да! Для топ-менеджера - это дилемма решается проще - почему бы не быть "хорошим" и не поучить людей за счёт владельца бизнеса