Ссылка на книгу: “Как читать книги” Мортимера Адлера"
Правила чтения. Вид первый
ПЕРВОЕ ПРОЧТЕНИЕ
Первое правило
Вы должны знать как можно раньше, какого типа книгу вы читаете, желательно до того, как начнете читать. Классифицируйте книгу по типу и предмету.
Второе правило
Передавайте целостную суть книги в одном предложении или максимум в двух )в рамках краткого абзаца): определите тему и основную мысль.
Третье правило
Перечислите основные части книги, покажите как они организованы в единое целое, в каком порядке расположены относительно друг друга и всей книги.
Четвертое правило
Выяснить какие проблемы затрагивает автор. Книга содержит оригинальное сообщение - автор начинает с рассмотрения проблемы, заканчивая её решением. Проблема - это вопрос. Книга содержит один или несколько ответов.
Финальным результатом первого прочтения книги становится выявление основных проблем, которые стремится решить автор.
ВТОРОЕ ПРОЧТЕНИЕ
Первое правило
Выделите ключевые слова и найдите общий язык с автором.
Второе правило
Отметьте наиболее важные предложения в книге и определите утверждения, которые они содержат.
Третье правило
Найдите или сформулируйте основные аргументы книги, выявляя их в совокупностях предложений.
ТРЕТЬЕ ПРОЧТЕНИЕ
Первое правило
Вы должны с полной уверенностью сказать: “Я понимаю”, перед тем как произнести: “”Согласен”, “Не согласен” или “Я составлю мнение позже”.Не следует высказываться или выносить приговор до тех пор, пока вы внимательно все не выслушали и не убедились, что точно поняли мысль автора.
Второе правило
Нет смысла побеждать в споре, если знаете или подозреваете, что неправы.
Третье правило
Необходимо рассматривать несовпадение мнений как решаемую проблему.
Правила чтения. Вид второй
- Анализ структуры книг
- Определить тип и тематику книги.
- Как можно более кратко изложит, о чем повествует книга.
- Перечислить основные части по порядку и проанализировать каждую часть книги тем же способом, что и целое.
- Определить, какие проблемы стремится решить автор.
- Интерпретация содержания книги
- Найти общий язык с автором, интерпретируя его ключевые слова.
- Найти главные утверждения автора, выделив важные предположения.
- Обнаружить аргументы автора или построить их из совокупности утверждений.
- Определить, какие проблемы автор решил, а какие нет; в последнем случае выяснить, известно ли автору о нерешенной проблеме.
- Критика книги как средства передачи знаний
- Общие принципы
- Не начинайте критиковать, на завершив процесс анализа и интерпретации (до слов “я понимаю”).
- Не возражать “из любви к спорам”.
- Учитывать разницу между знанием и мнением, обосновывая все критические суждения
- Специфические параметры критики
- Показать, где автору не хватает информации.
- Показать, где автор владеет неверной информацией
- Показать, где автор не логичен.
- Показать, где анализ или изложение автора не совершенны.
ТРИ СПОСОБА ЧТЕНИЯ
- Структурный или аналитический: читатель двигается от целого к частному.
- Интерпретационный или синтетический: читатель двигается от частного к целому.
- Критический или оценочный: читатель оценивает автора и решает, согласен ли с его точкой зрения.
ТРИ СРЕДСТВА РАСШИРЕННОГО ЧТЕНИЯ
- опыт - общий или специальный,
- другие книги,
- живое обсуждение.
Время играет важную роль. Можно читать книги, продвигаясь от настоящего к прошлому или от прошлого к настоящему. Второй способ имеет ряд своих преимуществ.
ТИПЫ И ВИДЫ ТЕКСТОВ
Виды (цели) чтения:
- для информации
- для развлечения
- для понимания
Понять информацию можно только, её усвоив.
Два вида текстов:
- Читаются без усилий, для получения информации, поскольку не содержат ничего такого, что нельзя понять немедленно.
- Поначалу не усваиваются в полном объеме и требуют дополнительных усилий для понимания.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КНИГИ VS ПРАКТИЧЕСКИЕ КНИГИ
Практические книги - это книги, которые объясняют, что следует делать, а не каково положение вещей. Практическое всегда каким-то образом работает, сразу или в перспективе. Теоретическое можно увидеть или понять.Теория и практика - знание и действие.Теоретические книги утверждают, что существует некий объект или предмет, который является фактом. Практические книги учат делать то, что вы считаете важным. Любой, кто пишет о практических вещах, стремится не только дать совет- он хочет объяснить, как этому совету следовать.Тип теоретических книг:
- исторические - книги о событиях прошлого - конкретных фактах и ситуациях
- научные - рассматривают то, что может случиться в любое время и в любом месте - ученые ищут закономерности и обобщения
- философские - занимаются общими истинами (о повседневности)
Наука по сути экспериментальна и зависит от скрупулезных наблюдений и поисков, а философия - это скорее “размышление на диване”.Самое важное в любой практической книге - то, что в ней никогда не решаются практические проблемы, которым она посвящена. В теоретической книге такие проблемы могут быть решены. На вопросы о природе чего-либо можно получить вполне понятный ответ. Но практическую проблему можно решить только действием, а действия происходят только в реальном мире, а не в книгах.Практические книги могут могут содержать более или менее общие советы, применимые к ряду близких по сути конкретных ситуаций. Практические книги делятся на две группы
- Прежде всего содержат правила, основной материал направлен на объяснение правил.
- Посвящены принципам, из которых следуют правила.
Аргументы в практической книге первого рода - это стремление показать, что правила разумны. принципы лучше обосновывают правила, чем примеры их применения.Во втором виде книг основные утверждения и аргументы выглядят точно так же, как и в сугубо теоретических книгах.Утверждения указывают на некий факт, а аргументы объясняют почему они верен.Оценивая теоретическую книгу, читатель должен наблюдать за совпадениями и расхождениями в собственных принципах автора. При оценке практической книги все сводится к целям. Два главных вопроса, которые вы должны задавать себе при чтении любой практической книги:
- Каковы цели автора?
- какие средства он предлагает?
(если книга касается принципов, на эти вопросы ответить сложнее: в ней цели и средства менее очевидны)В каждой практической книге присутствует элемент риторики и агитации. Лучшая защита от агитации любого рода - это полное и беспристрастное её осмысление. Действует только скрытая и нераспознанная пропаганда. То, что достигает сердца, минуя разум, может “выстрелить”, затмив рассудок.Личность автора практической книги является более значимой, чем персона автора книги теоретической.
О понятности книги и её восприятии читателем
Человек читает качественнее, если он способен адекватно воспринимать более сложный материал. Мастерство чтения- это способность верно улавливать любую информацию.Писатель, безусловно, не стремится быть непонятным, хотя читатели часто полагают именно так. Успешная коммуникация происходит тогда, когда читателю удается овладеть тем смыслом, который хотел передать писатель.Один человек может прочесть какую-либо книгу лучше другого, во-первых, за счет большей активности и, во-вторых, успешнее выполняя необходимые для этого действия.Чтение - не менее сложная деятельность, чем написание.Опираясь только на свои собственные умственные способности, вы изучаете текст таким образом, чтобы постепенно переходить от непонимания к пониманию.
Знать vs понимать
Большинству из нас неизвестны границы собственного понимания.Наша главная цель - понимание, а не информация, которая, впрочем, тоже является важной ступенькой в процессе обучения.Тексты могут пополнять багаж знаний, но не расширять границы нашего понимания.Под словом “учиться” я подразумеваю “понимать больше”, а не запоминать новую информацию, которая по сложности не отличается от уже имеющейся в нашем багаже.Иметь информацию - значит знать некий факт. Понимать - значит осознавать дополнительные нюансы: почему так бывает, какова связь с другими фактами, чем они отличаются, в чем совпадают и т.д.Читая ради информации, мы ищем факты. Читая ради понимания, мы узнаём не только факты, но и их смысл.Мастер не только знает, но и умеет делать то, что другой человек не умеет вообще или выполняет хуже.Начитанность нередко означает количество, и только иногда - качество чтения.Человек, который заявляет, что понял мысль автора, но при этом способен лишь повторить его предложение, не распознает то же самое утверждение в другой формулировке.Главная ошибка пассивного читателя - невнимание к словам. Максимальные затруднения в понимании чаще всего вызывают именно ключевые утверждения автора.Проблему “буквализма” можно определить как плохую привычку использовать определенные слова без учета мыслей, которые они передают, и опыта, на который они опираются.Нас автоматически пичкают знаниями, а не развивают в полном смысле этого слова. Процесс чтения не исчерпывается пониманием написанного, он должен завершаться формированием собственного критического мнения.
Источники знаний
Два источника знаний: учеба и открытие. В обоих случаях деятельность по изучению берёт на себя тот, кто учится.Нет особой заслуги в том, чтобы тратить время на самостоятельные поиски того, что уже кто-то открыл. лучше сберечь мастерство для исследования неизведанного и оттачивать его, перенимая знания и опыт у тех, кто уже овладел и готов делиться этим.Слушание - это обучение с живым учителем, а чтение - обучение с человеком, которого физически нет рядом с вами.Задавая вопрос книге, вы должны будете ответить на него самостоятельно. В этом отношении книга сродни природе. Когда вы с ней заговорите, она ответит ровно настолько, насколько вы сами способны к мышлению и анализу.Можно учиться, случая лекции, а можно - читая книгу.Почесть самому всегда сложнее, чем услышать чей-то пересказ.
Развитие и помехи
Образование веками считалось развитием с помощью тех, кто нас превосходит. Было бы хорошо, если бы в учебных заведениях учили студентов не только пересказывать чужие мысли, но и критиковать, то есть отличать разумные мысли от ошибочных, уметь доказывать свою позицию и не торопиться с с выводами при отсутствии уверенности.Устранение помех помогают избавиться от ограничений, но не позволяют преодолевать неспособность. “Трудно выбирать между интеллектуальными и нравственными качествами. но если бы пришлось выбирать, я бы отдал свой голос нравственности, поскольку умом без нравственности можно только злоупотребить, как и том случае, когда человек получил знания и навыки, но не понимает своих целей.Знания и умственные способности - не главное в жизни. Важно делать правильный выбор в своих предпочтениях.”Способность и желание читать ради открытия - это то, без чего невозможно серьезное чтение.
Профессионалы и навыки
Искусством или навыком обладает те, кто сформировал привычку следовать правилам. Не существует иного способа сформировать привычку к действию, кроме повторения самого действия.Называя человека профессионалом в какой-то области, мы подразумеваем не то, что он выучил определенные правила, а то, что у него сформировалась привычка к действию, хотя знание правил необходимо для обретения навыка. Нельзя следовать правилам, которые вам неизвестны. Невозможно приобрести привычку к какому-либо ремеслу или навыку, не следуя правилам. Мастерство как предмет освоения состоит из привычки, которая появляется в результате действия по правилам.Чтобы приобрести навык, необходимо знать правила, которые предстоит выполнять. При этом совершенно не обязательно всегда полностью понимать эти правила. То есть, обучаясь вождению автомобиля, вы должны знать правила управления, но не обязаны разбираться в работе двигателя.
Хороший и плохой автор
Различие между хорошим и плохим автором - это пропуск “логических” шагов в построении своей аргументации. Каждый аргумент должен состоять из ряда утверждений, которые в свою очередь содержат основания.Два типа аргументов:
- первые указывают на один или несколько фактов как основания для общения,
- вторые содержат ряд общих утверждений, позволяющих сделать дальнейшие обобщения.
В научной литературе соблюдается различие между доказательством какого-либо утверждения путем обоснования и его подтверждением при помощи проведения практического опыта.
О критике книги (автора)
Единственный способ определить “степень вины” автора заключается в том, чтобы приложить все усилия к его пониманию.Если читатель скажет “я понял, но не согласен”, возможны такие замечания (четыре способа отрицательной критики книги):
- Вам не хватает информации: означает - автору не хватает знаний, связанных с проблемой. Чтобы обосновать его, вы должны сами изложить информацию, которой не хватает автору, то есть показать, каким образом она связана с проблемой и как влияет на его выводы.
- У вас неверная информация: означает - автор делает ложные утверждения. Чтобы обосновать замечание, вы должны доказать истинность или большую вероятность позиции, противоположной точке зрения автора.
- Вы нелогичны, ваша аргументация неубедительна: означает - автор заблуждается в аргументации; два типа заблуждений: (1) non sequitur - ложное умозаключение, когда вывод не следует из предпосылки, (2) несообразность - когда два утверждения автора несовместимы между собой. Чтобы делать такие замечания, читатель должен показать, где именно аргументам автора не хватает убедительности.
- Ваш анализ неполон: означает - автор не решил всех ранее заявленных проблем, не в полной мере воспользовался имеющимися материалами, не увидел все подтексты и ответвления или не смог провести важные различия.Такое замечание имеет смысл только в случае, если читатель может дать точное определение недостаточности - своими усилиями или с помощью других книг.
Чем яснее вы будете видеть собственные предпосылки, тем менее ошибочным будет ваше суждение о предпосылках автора книги. Предпосылки не представляют особых проблем: примите их и посмотрите, что будет дальше, даже если они прямо противоположны вашим.Нужно помнить о принципе разделения знаний и мнений. Если с проблемой можно справиться, опираясь на знания, то прийти к согласию люди могут только в результате серьезной дискуссии.
О ведении споров
Три условия, которые должны соблюдаться в ходе корректного ведения спора:
- Поскольку в людях всё-таки сильно разумное начало, необходимо признавать и уважать эмоции, которые привносят в спор или возникают в его процессе.
- Необходимо четко сформулировать свои предпосылки. Необходимо знать свои, каковы предупреждения - то есть пред-убеждения. Полемика не должна превращаться в перебранку о предпосылках.
- Стремление к непредвзятости - это хорошее средство от слепоты, которая неизбежна неизбежна в случае пристрастного отношения.
ЧТЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КНИГ
Чтение исторических книг
Все великие исторические книги - это художественные хроники. Для чтения исторических книг надо уметь различать два типа утверждений:
- утверждения о конкретных вещах - событиях, людях, организациях
- историк часто предлагает общую интерпретацию излагаемых фактов
Чтобы научиться критически читать исторические труды, необходимо выяснить, как автор интерпретирует факты. Вы должны знать его “теорию”, то есть его обобщения, и, если возможно, основания. Иного способа понять, почему акцент делается на одн, а не на другое, просто не существует.Истории известно не только позиции - ей хорошо знакома и пропаганда.История событий, отделенных от нас значительным временем и расстоянием, даёт прекрасную возможность для резкой критики современников.
Исторические книги по многим параметрам приближены к практическим: выясните то-то о характере историка и условиях, которые могли повлиять на него. Факты такого рода не только объясняет его позицию, но и приготовят вас к адекватному восприятию морали его исторических трудов.
Чтение научных книг
Наука как известно в первую очередь индуктивна. Это означает, что исходными аргументами мы называем те, из которых следуют общие утверждения со ссылкой на изучаемые факты - один экспериментальный случай или ряд случаев, собранные в результате тщательного исследования.Есть и другие аргументы, которые называются дедуктивными. В них утверждение доказывают, опираясь на другие, ранее установленные утверждения. С точки зрения способа доказательства наука немногим отличается от философии. Но индуктивные аргументы свойственны лишь науке.Основной способ расширенного чтения научной литературы- это не чтение других книг, а непосредственное знакомство с теми или иными объектами изучения и феноменами.
Чтение философских книг
Философская проблематика касается объяснения, а не описания природы вещей. Основные усилия читателя в этом случае должны быть направлены на поиск терминов и исходных утверждений.Общие знания можно сформулировать только в абстрактных терминах. Понять “абстрактное слово” - означает понять мысль, которую оно выражает. “Иметь представление” - это еще один способ заявить о том, что вам известен общий смысл чего-то, о чем можно подумать.Изучая философскую литературу вы должны уделять внимание в первую очередь принципам самого философа. Слово “принцип” означает начало. Утверждения, с которых начинает философ - это его принципы.Они также могут быть предпосылками, которые автор просит с ним разделить, или утверждениями, которые он считает самоочевидными.Наиболее важная особенность философских вопросов состоит в том, что любой человек должен ответить на них сам. Разделив чужое мнение, вы не ответите на вопрос, а уйдете от него. Ответы дают только знания - и эти знания должны быть лично ваши личные знания. Здесь вы не можете полагаться на свидетельства экспертов, как это можно делать при чтении научных книг.Философские знания опираются на общий мировой опыт, а не на результаты научных исследований.
Чтение математических и теологических книг
Математик, как и философ - это “диванный мыслитель”.Теология отличается от философии тем, что её исходными принципами являются догматы веры, соблюдаемые приверженцами определенной религии. Аргументация, которая опирается на предпосылки, подвластные разуму, - философская, а не теологическая. Догмат веры - это не то, что верующий допускает. Вера, для обладающих ею людей, - это самая точная форма знания, а не гипотетическое мнение.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Художественная литература скорее приносит наслаждение, чем учит. Получать удовольствие гораздо легче, чем учиться, но при этом значительно сложнее понять, чем оно вызвано. Красота - более неуловимое понятие, чем истина.
Основная цель научных книг - обучать читателей, предназначение художественных - дарить наслаждение. Первые несут знания о том опыте, который читатель уже имеет или может приобрести. Вторые передают опыт, который читатели могут приобрести только при чтении.Научная литература обучает, художественная создаёт настроение, воспроизводя то, что невозможно сообщить.
Правила чтения художественной литературы
- Не пытайтесь найти “основную мысль” в романе, пьесе или стихотворении.
- Не ищите термины, утверждения и аргументы в художественной литературе.
- Не оценивайте художественную литературу по стандартам справедливости и последовательности, которое обычно применяется к книгам, несущим знания.
- Не читайте все художественные книги одинаково - они делятся на жанры: стихи, романы, пьесы - каждый нужно читать соответственно.
Группы правил чтения нехудожественной литературы
- Структурирующее: требует выделения целостной структуры
- Интерпретирующее: настаивает на необходимости выделения из целостного текста терминов, утверждений и аргументов
- Критическое: оговаривает условия обоснованной критики теории автора.
Групп правил чтения художественной литературы
- Нужно определить жанр художественного произведения
- Научиться понимать всю книгу целиком
- Нужно не просто выделить суть книги в краткой форме, но и понять, каким образом из разрозненных сюжетов возникает целый текст.
Пять вопросов для составления критического мнения о художественном произведении:
- Насколько произведение целостно?
- Насколько сложна структура частей и элементов, составляющих целое?
- Правдоподобна ли история, то есть обладает ли она художественной реалистичностью?
- Поднимает ли вам эта книга от привычного состояния поверхностного созерцания мира к ощущению ясного бодрствования, вызывая эмоции и пробуждая воображение?
- Создается ли в книге новый мир, который вас притягивает и в котором, как вам кажется, вы видите жизнь во всей её полноте?
ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ ЛЮБОГО ПЕЧАТНОГО ТЕКСТА
- Нужно помнить о ключевом различии между чтением ради получения информации и чтением ради понимания.
- Сжатое изложение обычной статьи нередко бывает лучше, чем сам оригинал, поскольку большинство таких материалов в основном содержат информацию.
- Четыре вопроса
- О чем сообщает данный материал в целом?
- Как именно это сообщается?
- Правда ли это?
- Что из этого следует?
ЦИТАТЫ
- Я четко осознаю, чего не умею, и, возможно, почему, не умею. Моё основное преимущество заключается именно в этом.
- “Я не раз попаду в собственную ловушку, когда буду плохим языком призывать призывать к использованию хорошего.” Стюард Чейз
- “Невежество неграмотного предшествует знанию, невежество ученого следует за знанием.” Монтень
- Тот, кто плохо читает, не может хорошо писать.
- На лекции записи преподавателя становятся конспектом студента, минуя знания обоих.
- Если войдя в аудиторию, вы скажете “Доброе утро”, студенты ответят вам, а аспиранты конспектируют ваши слова.
- Кто не умеет учить, учит учителей.
- Если учителя не знают, как читать книги совместно со студентами, они вместо этого вынуждены читать им лекции.
- “Лучше всего” - не значит “легче всего”.
- Я высказывал своё мнение о …., которое можно было бы расценить как клевету, не будь оно абсолютно справедливым и объективным.
- Нас делают образованными, но не грамотными.
- В порыве ложного либерализма педоцентристы путают дисциплину с муштрой и забывают, что истинная свобода невозможна, если разум отягощен заботами о наведении порядка.
- Не продавайте книги и сохраняйте свои дипломы. Если что- продайте дипломы, если их кто-то купит, но оставьте книги себе”.
- Миллионы людей, которые умеют читать - и при этом читают газеты и журналы, - никогда не станут читать книги.
- Нельзя призывать людей к высокому, опускаясь до их уровня. Они будут удерживать вас там, поскольку вам легче остаться внизу, чем им подняться.
- Заповедь из “Книги общей молитвы”: “Читайте, выделяйте важное, учитесь и растите духовно”.
- Многие из этих трудов нужны и полезны, чтобы показать, как не надо читать книги.
- Если бы автор был идеальным писателем, а вы идеальным читателем ваши планы обязательно бы совпали.
- Даже просмотрев все страницы книги, люди часто не читали её.
- Не разделив разные высказывания в сложном предложении, нельзя судить о том, сказал автор.
- В процессе чтения полезно недоумевать и осознавать этот факт.
- Разговор людей, имеющих разные мнения, удачен только в том случае, если участники достойно ведут себя.
- В конструктивном обсуждении всегда что-то познается.
- Сервантес: “Не бывает настолько плохих книг, чтобы нельзя было найти в них нечто ценное” vs Адлер: “Не бывает настолько хороших книг, чтобы в них нельзя было найти ни одного изъяна”.
- Послушание учителю часто путают со слепым подчинением. Читатель должен не только понимать содержание книги - он обязан знать, как правильно судить о ней.
- Если мы говорим, что хотим быть не только услышанными и понятыми - мы ждём, чтобы хоть в какой-то мере с нами согласились. Если мы преследуем важные цели в искусстве коммуникации, то желание убедить собеседника - в теоретическом или практическом смысле - выходит на первый план общения.
С точки зрения оратора или писателя, искусство риторики состоит в умении убеждать. Поскольку это окончательная цель, все все аспекты коммуникации должны быть подчинены ей. Владение искусством грамматики и логики требуется, чтобы писать ясно и доступно. - Ошибочно думать, будто критика - это всегда только несогласие.
- Ошибиться можно и соглашаясь, и возражая. Согласие без понимания не имеет смысла. Несогласие без понимания - самонадеянно.
- Читатель, не отличающий обоснованное утверждение от простого высказывания высказывания мыслей, берёт книгу явно ради обучения. В лучшем случае его интересует личность автора.
- Я не разбираюсь в искусстве, но знаю, что мне нравится.
- Если бы коммуникация не представляла собой столь сложный процесс, в структурном анализе вообще не было бы необходимости.
- Есть только два объяснения, почему до сих пор не начались массовые протесты: либо это не волнует общество, либо оно не понимает, что так не надо.
КНИГИ
- Джон Дьюи “Как мы мыслим”
- Зигмунт Фрейд “Моисей и монотеизм”
- Жак Маритен “Степени знания”
- Перс Лаббок “Искусство прозы”
- Эдвард Форстер “Аспекты романа”
- Эдвин Мьюр “Структура романа”
- Генри Джеймс “Собрание предисловий под общим названием “Искусство прозы”
- Аристотель “Поэтика” - анализ трагедии и комедии
- Джордж Мередит “Эссе комедии”
- Бернард Шоу “Квинтэссенция ибсенизма”
- Мортимер Адлер “Синоптикон”
- Роберт Хатчинс эссе “Великая беседа”
- ...