Найти в Дзене

Токсичные работодатели: делать-то что?

Мы уже говорили о том, как распознать токсичного работодателя. Поговорим теперь о том, что делать дальше.

Необходимый дисклеймер: безусловно, уволиться - это лучший способ избавиться от токсичного работодателя, но если бы всё было так просто, эта заметка была бы не нужна - она для тех, кто по разным причинам прямо сейчас сменить работу не может.

Инструкция по выживанию

Шаг 1. Окончательный диагноз.

На этом этапе вам необходимо окончательно убедиться, что вы, действительно, сотрудничаете с токсичным работодателем, а речь не идёт, скажем, о выгорании. Помните, что токсичный работодатель - это тот, для кого побочные эффекты коммуникации (чувство собственной важности, необходимость доказать свою правоту, страх делегирования и прочие) важнее результата. Работодатель, безусловно, может быть лично неприятным человеком, хамом, занудой и сволочью, но если он чётко (то есть в цифрах) ставит цели, дожидается вашего акцептования сроков, выделяет ресурсы и не мешает промежуточным контролем раз в пять минут, то ни о какой токсичности здесь речь не идёт.

Шаг 2. Оценка диспозиции.

Итак, вы абсолютно уверены, что ваш работодатель токсичен. Это хорошо - если проблема видна, значит, её можно решить. Но, прежде всего, разберитесь с собой. Честно ответьте на вопрос о том, что мешает вам написать заявление об увольнении прямо сейчас, даже не дочитав заметку? Рассмотрим варианты:

  • реальные финансовые проблемы (детей надо кормить, ипотеку выплачивать, лечиться и так далее) - ок, понимаю вас, переходите к следующему шагу;
  • вам кажется, что вы не имеете права увольняться, потому что это будет означать, что вы не справились и работодатель, вообще говоря, был прав, потому что специалист из вас так себе - вы глубоко отравлены, перестали верить в себя и поддались на манипуляции, осознайте это и, прежде чем двигаться куда-то дальше, займитесь психогигиеной, например, для начала попробуйте отделить "себя как профессионала" от "внешней оценки себя как профессионала";

Упражнение Я - профессионал. Выпишите в столбик все свои значимые профессиональные достижения - создал то-то, добилась этого-то и так далее. Достижений должно быть, минимум, десять. Напротив каждого достижения напишите то ваше качество, которое помогло вам это сделать - упорство, отличные коммуникационные навыки, умение быстро анализировать и прочие. Прочитайте и подумайте вот, о чём. Всё это - свершения прошлого, которые никто у вас уже не отнимет. Именно они сформировали вас сегодняшнего - у вас прямо сейчас есть этот набор прекраснейших качеств, знаний и навыков, они никуда не делись. Именно благодаря им вы получили эту работу. Именно на этот опыт вы теперь опираетесь. Очевидно, что речь идёт об опыте успешного и очень ценного специалиста. И знаете что? Ценные специалисты ценны потому, что эффективны, а эффективны потому, что умеют вовремя оценить баланс рисков и выгод, усилий и результата. А теперь попробуйте с этой точки зрения разобраться со своей сегодняшней ситуацией - каков максимально благоприятный результат и - главное! - стоит ли он времени и нервов настолько крутого спеца? Если "да" - переходите к следующему шагу, если "нет" - к написанию заявления об увольнении.

  • вы верите в то, что всё наладится - вера, вообще говоря, вопрос глубоко личный, так что тут мне сказать как бы нечего, переходите к следующему шагу... но, прежде чем перейдёте, всё-таки, задумайтесь, на чём эта вера основана - на вашем горячем желании, чтобы всё получилось, или есть хоть какие-то реальные основания;
  • лень, страх или любые другие проявления стратегии "пережидания" - вам не нужно тратить время на эту заметку, потому что любой из следующих шагов потребует от вас гораздо большего мужества, чем простое "Прошу уволить меня по собственному желанию".

Шаг 3. Определение сроков и путей отступления.

Прямо сейчас, пока вы ещё не начали действовать, договоритесь с собой о том, что будет, если вы сделаете всё возможное, но жить легче не станет. Это важно не только потому, что запасной план придаёт уверенности в себе просто по факту наличия, но и потому, что с момента начала активный действий, вы будете находиться под угрозой форс-мажора в виде предложения покинуть компанию.

  • определите максимальный срок, который вы готовы бороться за счастье; он может быть сколь угодно длинным или коротким, но главное, чтобы он был комфортным для вас, учитывая, что к его концу вы окончательно убедитесь, что в этой компании ловить нечего и, скорее всего, заявление-таки напишете;

Совет: в идеальном варианте, за всё это время вы не уйдёте ни в отпуск, ни на больничный, чтобы получить максимальные выплаты при увольнении, а также попробуете немного подкопить на всякий случай, так что лучше не назначать его (срок возможного увольнения) на канун больших праздников (новогодняя неделя закончится, а вместе с ней и все ваши запасы) и крупных плановых трат (например, ежегодная страховка или подготовка ребёнка к школе).

  • обновите резюме, начинайте просматривать вакансии, не отказывайтесь от собеседований и рассматривайте все предложения - это, кстати, любой маркетолог должен делать постоянно, потому что нет лучшего способа изучать конкурентов и оставаться "в теме";

Совет: не вывешивайте обновлённое резюме в открытый доступ и не бросайтесь с головой в поиски работы - задача в том, чтобы начать разбираться, чтобы происходит на рынке труда и не пропустить чего-то особенно интересного.

  • оцените свои существующие накопления и финансовые обязательства - если у вас есть партнёр, готовый вас содержать, даже если вы останетесь без работы прямо сейчас, это один вариант, а если у вас четыре незакрытые кредитные карты и никаких дополнительных источников финансирования - совсем другой;

Совет: просчитайте максимально неблагоприятный вариант - вы уволились, вам выплатили сумму, примерно равную вашему месячному окладу, сколько времени, с учётом дохода партнёра, финансовых обязательств и ежемесячных трат, вы можете позволить себе не работать?

  • разделите весь период на этапы, по окончанию которых вы будете оценивать три параметра: состояние рабочих дел (есть ли положительная динамика, в том числе, и в отношениях с токсичным работодателем), своё эмоциональное состояние (стали ли вы более уверены в себе, с удовольствием ли идёте на работу, продолжает ли вам быть интересно), своё финансовое положение (что вам удалось сделать, чтобы в случае увольнения чувствовать себя более безопасно - увеличились накопления, уменьшились долги, появились новые источники дохода).

Совет: отметьте в календаре дни оценки красным, поставьте напоминание на телефоне - отслеживать динамику очень и очень важно, поскольку это позволит вам не скатываться в состояние депрессии в случае неудач.

Шаг 4. Генеральная уборка.

Разберите бардак, который образовался за время, что вы пытаетесь приспособиться к токсичному работодателю. Места скопления бардака: рабочее место (здесь, кроме всякого нужно, лежит два экземпляра непонадобившейся презентации, буклеты, которые вам передали "для оценки и предложений", визитки и прочее); рабочий стол компьютера (вы туда насохраняли всякого, чтобы потом перенести в папку, потом почитать, быстро поправить и удалить); почта (там куча писем от токсичного шефа с задачами и пометками "важно", а ещё куча задач в ветках переписки с совсем другой темой, и вы уже почти о них забыли); trello или какой у вас там официальный task-менеджер.

После разбора у вас должен остаться список "хвостов" - задач, которые навалились на вас, но до сих пор не решены. Это - бомбы замедленного действия, вам нужно их обезвредить, то есть серьёзно проанализировать и сделать выводы о нужности, важности и срочности. Никаких "шеф сказал - буду делать", только беспристрастный анализ. Вас для этого и нанимали.

Шаг 5. Подготовка операции.

Снимите статус по задачам в работе, а "хвосты" поделите на три части: срочно в работу, есть вопросы, нам это не нужно.

  • срочно в работу - получите по ним первые результаты;
  • есть вопросы - найдите тех, кто вам на них ответит, и лучше, если это будет не начальник; если, всё-таки, нужен именно начальник, сформулируйте и сами вопросы, и то, почему никто кроме него не может на них ответить;
  • нам это не нужно - подготовьте кучу аргументов, проверьте их на ком-нибудь заинтересованном, заручитесь поддержкой.

Шаг 6. Репетиция.

Сядьте и в ежедневнике напишите по пунктам, что именно вас не устраивает и как бы вы хотели это изменить. Будьте максимально конкретны. Много задач с пересекающимися сроками? Пишите вопрос о необходимости приоритезации. Всё идёт слишком медленно, потому что дружественный бесплатный дизайнер постоянно откладывает ваши задачи? Это вопрос о ресурсной базе и её влиянии на сроки и качество. И так далее. Вопросов не должно быть больше трёх, поскольку речь вы будете вести о глобальных изменениях. По каждому вопросу у вас должны быть предложения.

Шаг 7. Операция Инициатива.

Вы берёте инициативу в свои руки и просите назначить совещание/встречу с руководителем. Идеально один на один. Объясняете, что вас не устраивает текущее положение дел в маркетинге, и вы очень хотели бы это с ним обсудить. Вежливо, но настойчиво.

Совет: к этому моменту подготовка должна быть полностью завершена, потому что иногда руководитель говорит: "Ок, прямо сейчас, и у вас есть 15 минут". Отказываться нельзя, а вот быстро собраться вы сможете только в том случае, если шаги 4, 5 и 6 выполнены на совесть.

С большой вероятностью, во время разговора вами будут пытаться манипулировать:

  • уход в конкретные кейсы - не углубляйтесь, отвечайте коротко, чётко, по существу (вся информация у вас есть, вы получили её, выполняя шаги 4 и 5);
  • переход на личности и негативную оценку ваших действий, возможно, в приложении к несбывшимся ожиданиям работодателя (соглашайтесь и сразу переходите к предложениям- это обезоруживает)

Пример. Диалог о приоритетах:

-Уважаемый Иван Иванович, нам необходимо расставить приоритеты.

-Вы же не в детском саду! Я надеялся, что мне не придётся вручную управлять специалистом вашего уровня!

-Безусловно, но мне важно понимать, что мы с вами действуем в едином ключе. Итак, важнее всего сейчас опубликовать новую версию сайта, поскольку это позволит нам в ближайший месяц получить новых клиентов, верно?

-Конечно, нет! Важнее всего - стенд для выставки, она же уже через неделю!

-Хорошо. Это первый приоритет, сайт второй, верно?

  • указания на то, что вы говорите о глобальном (конкретном, неважном, несрочном) в то время, когда у вас горят реальные рабочие вопросы - игнорируйте или коротко укажите, что решение обозначенных вами проблем позволит сделать так, чтобы заниматься плановой работой, а не пожаротушением.

Совет: в принципе, любое манипулятивное заявление можно игнорировать или парировать фразой "Согласен, именно поэтому я и говорю о..." и её модификациями.

Примеры.

-Я надеялся, что мне не придётся тратить время на то, чтобы объяснять вам очевидные вещи!

-Согласен, поэтому давайте разберёмся с тем, что для вас очевидно. Стенд для выставки - наш первый приоритет, я собираюсь подключить к его разработке наших архитекторов. Можете дать соответствующее распоряжение начальнику архбюро?

*

-Этот отчёт никуда не годится!

-В отчёте собрана вся информация, которая нужна для принятия решения.

-Её невозможно прочитать! Почему я должен разбираться с тем, что вы имели и виду!

-Не должны, поэтому у каждой диаграммы есть легенда, а в конце - страничка с общими выводами и рекомендациями.

*

-Ваша работа в последний месяц очень сильно меня разочаровала.

-Мне тоже не нравится скорость, с которой продвигаются дела, поэтому давайте обсудим, что можно сделать. Я предлагаю сократить количество совещаний до одного в неделю.

Инициатором окончания встречи тоже должны быть вы. Вы начали, вы ведёте, вы определяете, когда пора заканчивать. Чётко, корректно, очень вежливо. Если видите нарастающие признаки нетерпения и раздражения - заканчивайте, потому что ваша цель в том, чтобы закончить на позитивной ноте. Если вам было выделено точное количество времени - заканчивайте за несколько минут до.

В последней части встречи ещё раз повторите то, до чего договорились. После встречи - пришлите memo и добейтесь подтверждения, что вы всё правильно поняли.

Шаг 8. Закрепление успеха.

Очень быстро начинайте реализовывать то, в чём вам пообещали поддержку, ресурсы и прочие блага. Первые результаты вашей работы по итогам встречи должны появиться максимально быстро, тогда даже самому токсичному руководителю станет ясно, что разговаривать с вами, может быть, и неприятно, но точно имеет смысл.

Шаг 9. Оценка.

Работайте по новым оговоренным правилам до окончания текущего этапа (шаг 3, последний пункт), произведите оценку, сделайте выводы, при необходимости повторите шаги 4-8.

Шаг 10. Окончательный диагноз-2.

Когда срок, определённый вами в шаге 3, будет близок, задайте себе три вопроса:

  • Сделал ли я всё, что мог?
  • Был ли я максимально вовлечён, искренне заинтересован и работали ли в полную силу?
  • Доволен ли я результатом?

Если на первый или второй вопрос вы ответили "нет", подумайте над тем, почему это произошло. Возможно, вам стоит ещё раз пройти шаги 1 и 2.

Если на первые два вопроса вы ответили "да", а на третий - "нет", начинайте думать о том, с какой даты вы хотите быть свободным и предпринимайте соответствующие действия.

Если на все три вопроса вы ответили "да", поздравляю, вы вышли из кризиса токсичности. И теперь самое время подумать о том, хотите ли вы продолжать. Потому что с любым, даже самым токсичным, работодателем можно выстроить приемлемые отношения, а вопрос в том, приносит вам такой расклад счастье или нет.