«Значительное увеличение грузоподъемности и скорости грузовых автомобилей в кратчайшие сроки» – такая задача была поставлена руководству завода ЗИЛ. Естественно, что при ее успешном выполнении, автоматически повышалась производительность всего автомобильного транспорта Советского Союза. Ознакомившись с техническим заданием, которое требовало довести грузоподъемность до 8 тонн, а осевую нагрузку на дорогу максимально снизить, инженеры завода предложили взять за основу производство трехосного грузовика. Так была принята схема 6х4, то есть с двумя ведущими задними мостами. За основу взяли серийный ЗИЛ-133Г1, трехосный грузовик с длинной базой, практически полностью унифицированный с автомобилем ЗИЛ-130. Бензиновый двигатель от 130-го, хоть и зарекомендовал себя как мощный и выносливый, но был откровенно слаб для такого исполнения грузового автомобиля. На ЗИЛ-133ГЯ, установили дизельный двигатель КАМАЗ-740, усилили карданную передачу, в итоге получив хороший запас мощности даже при движении с прицепом. Задача, поставленная перед заводчанами, была выполнена, и в 1977 году началось серийное производство нового семейства автомобилей. У подписчиков и гостей моего канала наверное сразу возникает вопрос: «А почему семейства?» Отвечаю. Из ворот завода вышли одновременно две модификации автомобилей с дизельным двигателем. Вторая модель называлась ЗИЛ-133ВЯ - седельный тягач. Машины получились очень не однозначные. Камазовский двигатель по габаритам больше, чем Зиловский. Конструкторы увеличили размеры моторного отсека и удлинили капот, усилили переднюю балку и раму автомобиля, что дало возможность увеличить грузоподъемность до 10 000кг. За свой внешний вид, грузовик прозвали «Крокодил», но было еще одно прозвище – «Яга», от читаемого наоборот индекса ГЯ.
Хотя был он не сколько страшным, сколько не удобным. Капотная компоновка, значительно затрудняла доступ к обслуживанию двигателя, по - этому водители постоянно ругались на его конструкцию. Система электрооборудования была 12 В., а при запуске на стартер подавалось 24В. Камазовская десяти ступенчатая КПП с делителем. Именно применение делителя позволило увеличить количество передач до десяти, пятая высшая передача – ускоряющая, а пятая пониженная – прямая. Управлять делителем было легко, ведь флажок (рычаг), устанавливался непосредственно на рукоятку переключения передач. Сцепление двухдисковое, сухое, с гидроприводом. Карданная передача состояла из трех карданных валов, передающих крутящий момент от КПП на два ведущих моста – промежуточный и задний. Мосты кстати устанавливали Зиловские, с гипоидной главной передачей, Тормозная система по аналогу Камазовской, состояла из четырех систем, и установленными в кабине сигнализаторами. В случае падения давления воздуха в контуре, срабатывала лампа и зуммер. Приборная панель тоже изменилась, по сравнению с ЗИЛ-130. В общем и целом, автомобиль хороший, а при своевременном обслуживании, у него даже мало поломок в пути, намного мягче Камаза на ходу. С другой стороны, очень не поворотлив, не удобен в ремонте, зимой плохо греется, соответственно в кабине довольно свежо. Мосты как и писал, Зиловские, соответственно поменять пробитое колесо, особенно внутреннее, довольно долгое занятие. Сначала открути восемь гаек, потом восемь футорок, и будет тебе счастье. А если они давно не откручивались, попотеть придется не слабо. Но это мелочи, по сравнению с ощущением уверенности на дороге и двух метров жизни впереди тебя. Имею в виду капот грузовика, который по длине практически как у Краза. На данный момент еще встречаются на дорогах, было время, когда дальнобойщики скупали крановые установки, и переоборудовали под грузовые платформы. У крана пробег не большой, да и нагрузки поменьше. Так что, когда встретите на улицах своего города этого Крокодила, улыбнитесь, и вспомните эту историю. Перед Вами будет один из последних представителей Советской инженерной мысли, исчезающий как вид.
Подписывайтесь на канал "Автобаза СССР" ставьте лайки, делитесь информацией с другими любителями советской техники! С уважением, завгар автобазы.