Как и рассказчику всякой мистической городской легенды, мне полагается начать со слов: «Эту историю мне рассказал один друг моего друга, и он клянётся, что это — чистая правда…» На деле в основе этого текста – слухи, посты в соцсетях, публикации в СМИ и крупица истории. Не могу ручаться, что эти пять легенд о Чите вы слышали в таком же варианте. Они многолики, разные их версии по-своему обыгрывают одни и те же события, а иногда информация в них и вовсе противоречит друг другу.
Городские легенды Читы по большей части крутятся вокруг двух сюжетов: «катакомбы под городом» и «дом, построенный на месте старого кладбища». Если верить им, то подземные ходы и старые захоронения есть буквально под всем населённым пунктом, так как почти в каждом районе города есть упоминания про них.
В этом статье я остановлюсь на двух таких историях и ещё трёх, которые выделяются из общего ряда.
Подземные ходы
Историй про катакомбы, подземные ходы, бомбоубежища и ледники для хранения продовольствия в Чите куча. Я расскажу про первую женскую гимназию, которая когда-то располагалась в здании ЗабГУ на Чкалова, 140.
Когда я училась в вузе, на филфаке и истфаке (именно они находятся в том самом здании) ходила байка, что через подвал корпуса можно попасть в старые, ещё дореволюционные катакомбы. И, что, дескать, по ним раньше можно было попасть почти в любую точку города.
Про любую точку не знаю, но по легенде, как минимум, до площади Ленина, на которой когда-то был расположен Кафедральный собор Александра Невского и архиерейский дом с храмом в честь Святого апостола Андрея Первозванного, попасть можно было.
Краевед Александр Лыцусь говорил в рубрике «Гость» на «Чита.Ру», что считает истории о подземных ходах в Чите – не более чем занятной легендой: «В грунте песчаном, на котором стоит исторический центр города можно проложить коммуникацию только в виде тоннеля (подземного хода с кирпичной кладкой). Фрагменты подобных конструкций встречались. Как правило, их предназначение было утилитарным — это были временные хранилища для сточных вод. При сооружении новостроек на местах старинных домов и усадеб вскрывались подземные склады-хранилища или ледники».
Дома на кладбище
Истории о зданиях, построенных на кладбищах, тоже не редки. Например, дурная слава ходит о домах на Девичьей сопке, постройках в самом начале улицы Ленина, но тут я остановлюсь на целом районе Читы.
Между участком улицы Петровско-Заводская, зданием энергетического факультета ЗабГУ и ГАИ когда-то находилось старочитинское кладбище, также именно на этом участке находится сразу несколько братских могил.
Братская могила иностранных военнопленных, умерших во времена Первой мировой войны. Считается, что здесь похоронены австрийцы, немцы, турки и венгры.
Памятник на братской могиле японских солдат. Здесь похоронены японцы, погибшие и умершие от ран во время боёв за Читу в 1920 году.
Есть и братская могила воинам, погибшим в боях у реки Халхин-Гол.
А вот эти плиты, насколько я понимаю, когда-то лежали на площади Декабристов. После начала реконструкции их должны были вернуть туда, откуда когда-то взяли для строительства.
Так вот, на этой территории расположены и жилые дома, и общежития, и учебные корпуса. Некоторые местные жители жалуются на то, что по ночам иногда слышны странные звуки, предметы сами собой падают с полок, а кто-тодаже клянётся, что видел призраков.
Женщина в красном
В 2014 году в редакцию «Чита.Ру» прислали странную фотографию с изображением женщины в красном платье, сделанную на базе отдыха на озере Арахлей. История арахлейского приведения стала основой для публикацию в рубрике «Пятничная новость» (в проекте размещались неформатные новости для развлечения читателей – прим. М.Ш.).
«Мы сфотографировались, а чуть позже просматривали фотографии в фотоаппарате и увидели силуэт посторонней женщины. Похожая по описанию женщина, по словам хозяев базы, в ту ночь не отдыхала. Потом уже дома обрезали и осветлили. В ту ночь в одной комнате на базе телевизор сам включался и собака лаяла», — рассказывал тогда очевидец.
По слухам, эту девушку видели отдыхающие много раз.
Конечно, легенду про девушку в красном сложно назвать городской, но она достойна появления в нашей сборке, как и следующая.