…кто из дома, кто в дом,
кто над кукушкиным гнездом.
Старая считалочка про гусей задаёт такой тон книге Кена Кизи, от которого дух свободы витает прямо между строчек. И хоть одноимённый фильм Милоша Формана (1975 г.) не отражает всей сути первоисточника, всё же он заслуживает своего внимания. Особенно интересно посмотреть фильм со стороны Вождя Швабры, узнать его видение и понимание устройства не только психлечебницы, но и всего мира в целом. Ведь именно от его лица ведётся повествование в книге.
По его мнению, мир представляет собой некий Комбинат, который перерабатывает людей и делает из них послушных машин. В фильме про Комбинат ничего не упоминается, но сама больница олицетворяет его как нельзя лучше. Во главе с деспотичной Большой Сестрой, лечебница становится центром по исправлению людей. Милдред Рэтчед является главной машиной, механизированным пауком, который сплёл свои электросети повсюду и имеет возможность шарахнуть по мозгам каждого пациента, если тот попытается вырваться из паутины. Такой её видит Вождь. И согласится с ним нельзя.
Также стоит заметить тот космический страх, который по-лавкрафтовски описывается в книге. Индеец боится этой системы, боится до смерти, потому что система выжила его отца, «переработала» его.
Помимо этого Бромдену постоянно кажется, что над ним «работают», как над его отцом, то есть обрабатывают его, пытаются сломать окончательно. Он рассказывает о неведомом тумане, который сочится из «машин», затмевает его сознание. Туман словно переносит его в мир иллюзий, предоставляя нам возможность взглянуть на нечто сюрреалистичное, которое больше походит на плохой психоделический опыт.
Картина не даёт нам никаких представлений о том, кто такой Вождь, кем он был раньше, почему он попал в лечебницу. Да и книга не в полной мере раскрывает все тайны. Но одно остаётся неизменным – Вождь олицетворяет простого трусливого человека, который противопоставляет себя обществу с его правилами и устоями, но не решается на перемены. И его нерешительность нам понятна, ибо все знают, что один в поле не воин.
Что может сделать простой хроник, который везде таскается со шваброй?
Его тактика позволяет подслушивать за разговорами санитаров и медсестёр, за этими мелкими чиновниками одного огромного Комбината. Стать свободным – его цель. Пролететь над «кукушкиным гнездом». Но он ещё слишком «маленький», не как его отец, который был по-настоящему «большой» и делал то, что хотел.
С приходом МакМёрфи в отделение, Вождь постепенно находит в себе силы и справляется с системой. Бунтарь-новичок пробуждает в Бромдене ту тягу к свободе, без которой был немыслим его отец.
«Кукушкино гнездо» - весь сумасшедший мир, дети которого предоставлены самим себе. Они одиноки, им нужна защита. Кто-то отправляется под опеку Комбината, а кто-то продолжает лететь. Кто на восток, кто на запад, кто над кукушкиным гнездом. Каждый ищет своё понимание свободы.
В конечном итоге индеец сбегает из лечебницы. Он становится большим, как гора. И зритель видит его рост в прямом и в переносном смыслах. Вождь не только поддерживает МакМёрфи в драке с санитарами, тем самым выдавая свой секрет, но и идёт на убийство самого Рэндела, увидев, что тот стал «овощем» после лоботомии. Бромден понимал, что смерть – это лучший выход для человека, который олицетворял собой свободомыслие, и который попал в вечно рабочую мясорубку Комбината.
Несомненно, Вождь перестал бояться системы, хоть это стоило некоторых жизней. Но своим примером он даёт понять, что надежда есть, что всегда можно вырасти до своего понимания «большой».