В торговых центрах традиционно при противопожарной профилактике уделяется повышенное внимание двум факторам, которые могут стать причиной пожара:
1. Нарушению условий проведения сварочных и прочих огневых работ
2. Курению в неположенных местах
Я задался вопросом, а действительно ли это те факторы, которые наиболее часто приводят к пожарам. С тем ли мы боремся?
Общероссийская статистика причин пожаров говорит о том, что к двум основным причинам пожаров относится неисправность электрооборудования и неосторожное обращение с огнём.
Но эта статистика не учитывает специфику объектов коммерческой недвижимости, ведь туда входят и дачные домики и школы и жилые дома и заводы. А ведь отличия есть.
Специфика торговых центров
Во-первых, в торговых центрах, как правило, есть службы, или специалисты, занимающиеся пожарной безопасностью и ведущие агитацию и профилактику. Во-вторых, здания оснащены системами сигнализации и пожаротушения. В-третьих, ТРЦ регулярно проверяет противопожарная инспекция.
Я составил подборку крупных пожаров в торговых центрах за последние три года по всей России. Третье место по причине возникновения пожара разделили между собой неосторожное обращение с огнём и нарушение техники безопасности при проведении сварочных работ. По этим причинам вспыхнули два крупных пожара.
На втором месте оказалась вспышка жировых отложений в вентиляции. Это оказалось причиной трёх пожаров из списка. Вообще жировые отложения представляют достаточно серьезную опасность. Речь идёт про те жиры, которые при приготовлении пищи в ресторанах и кафе высасываются в кухонную вытяжку и оседают на стенках воздуховодов.
Это горючая субстанция, которая легко воспламеняется и огонь идёт по воздуховоду через этажи в технические помещения и на кровлю. По хорошему эти воздуховоды нужно регулярно чистить (для этого есть специальные роботы), или даже меня если там накопились жиры, а сами вытяжки очищать не менее, чем раз в месяц.
На первом месте оказались неисправности электроприборов, приводящие к короткому замыканию (КЗ), и затем к пожару.
Механика проста. Причиной возникновения короткого замыкания является нарушение изоляции в электропроводах и кабелях, вызываемое перенапряжениями, старением изоляции и механическими повреждениями. Опасность короткого замыкания заключается в увеличении в сотни тысяч ампер силы тока, что приводит к выделению в самый незначительный промежуток времени большого количества тепла в проводниках, а это вызывает резкое повышение температуры и воспламенение изоляции
Как бороться с этой причиной? Надо понимать, что техническая грамотность обычных граждан оставляет желать лучшего и электробезопасность у многих из них осталась на уровне "не суй пальцы в розетку". Поэтому основная надежда на инженеров, которые монтируют, обслуживают и эксплуатируют электроустановки и сети. Главное не экономить и не жадничать на техническом обслуживании.
Но даже человек без специальных знаний может увидеть нарушения, которые приводят к коротким замыканиям. Это соединение проводов в виде скрутки, потому что надежность соединения и плотность контактов проводников быстро ослабевает, со временем уменьшается площадь их контакта, возможно искрение, образование электрической дуги и, как следствие, короткое замыкание. Не принимайте работы у электриков, если соединения сделаны скруткой без сварки или пайки.
Использование тройников, удлинителей для постоянного подключения. Особенно, если их оставляют так на на ночь, или без присмотра. Эксплуатация проводов с поврежденной изоляцией. Всё это можно определить визуально любому человеку и обратить на это внимание.
Выводы
Основной вывод, который я сделал, в том, что электробезопасности не уделяется достаточно внимания при профилактике.
Это не значит, что нужно меньше говорить и курении и безопасности при огневых работах. Наоборот, возможно эти причины и не попадают в топ рейтинга именно по причине того, что о них говорят. Вспоминается история о том, как во время великой отечественной войны, математик Абрахам Вальд изучал повреждения американских бомбардировщиков. Чаще всего вражеским огнем были поражены крылья, стабилизаторы и фюзеляж, меньше всего пробоин приходилось на кабину пилота, двигатели и топливную систему. Казалось бы, укреплять нужно именно те места, которые получили больше всего повреждений, однако Вальд предположил - сам факт того, что самолет смог вернуться с такими повреждениями на базу говорит о том, что они не являются критическими, и укреплять нужно как раз те части корпуса, которые остались целыми. Этот вывод подтвердился после окончания войны, когда из лесов и болот стали поднимать подбитые самолеты, не вернувшиеся на базу.
На мой взгляд, нужно продвигать электробезопасность в массы: рассказывать о них арендаторам и сотрудникам, требовать выполнения требований ПУЭ, проверять эксплуатацию электроприборов, включать эти знания в программу обязательного контроля знаний. Это бывает неудобно, не вовремя, нежелательно, но безопасность превыше всего.