Как известно, плата за воду и электричество сейчас строго привязана к показаниям счетчиков: по ним определяется объем ежемесячного потребления ресурсов, который при умножении на тариф дает итоговую сумму начисления.
Поэтому все мы как потребители коммунальных ресурсов теперь обязаны ежемесячно сдавать показания своих счетчиков.
Вопрос о введении в общую эксплуатацию счетчиков, которые автоматически передают показания, сейчас рассматривается в Минстрое, но, по всей видимости, массовая реализация этого проекта уйдет в долгосрочную перспективу.
Тогда как уже совсем скоро наступит лето – сезон отпусков, и вряд ли кто-то захочет пожертвовать долгожданной поездкой на курорт ради того, чтобы своевременно передать показания своих счетчиков.
А может быть кто-то отправится в длительную командировку - причин для длительного отсутствия владельца квартиры может быть много.
В связи с этим часто возникает вопрос: как же быть, если долгое время не было возможности передать показания счетчика?
По действующим Правилам предоставления коммунальных услуг плата за ресурсы будет начисляться каждый месяц независимо от того, переданы показания счетчика или нет.
В течение первых трех месяцев плата рассчитывается по средней цифре потребления: на основе данных, переданных по счетчику за последние полгода.
Если счетчик был установлен менее, чем полгода назад, то средний показатель определяется по фактическому периоду, но допустимый минимум при этом – три месяца.
Таким образом, три месяца плата за электричество и воду рассчитывается по средним показаниям счетчика, а начиная с четвертого месяца плата начисляется уже по нормативу потребления, что почти всегда дает гораздо больший результат, чем по счетчику.
Поэтому длительная задержка в передаче показаний счетчика грозит повышением платы за коммунальные услуги прежде всего, если она превысила трехмесячный порог. Но когда в квартире никто не проживал, то и за первые три месяца задержки расчет платы будет явно завышенным, т.к. расхода воды или электричества не было.
Когда собственник спустя долго время передает показания счетчика, и они оказываются гораздо меньше, чем те данные, по которым начислялась плата за все предыдущие месяцы, ему должны сделать перерасчет и зачесть переплату в счет будущих месяцев.
Но проблема в том, что коммунальщики делают перерасчет только за тот месяц, в котором переданы показания счетчика – за предыдущие месяцы плата не пересматривается.
Ссылаются при этом на пункт 31 Правил предоставления коммунальных услуг, где говорится, что исполнитель обязан принять от потребителя показания счетчика и учесть их при расчете платы за тот месяц, в которым показания были сняты.
Однако такая практика коммунальщиков признается судами незаконной.
Чтобы добиться перерасчета за все время, когда не передавались показания счетчиков, следует обратиться в ресурсоснабжающую организацию для проведения проверки счетчиков.
Составляется акт о том, что счетчики находятся в исправном состоянии и снимаются текущие показания.
На основании этого акта в соответствии с п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающая организация обязана сделать перерасчет за все время до момента последней передачи показаний счетчика.
Уже имеется положительная судебная практика по этому вопросу. Главное – обеспечить передачу показаний не самому, а именно через официальную проверку.
Кроме того, сейчас во многих регионах расчетные центры по начислению коммунальных платежей (в частности, в Московской области) предоставляют возможность владельцам квартир «заморозить» свои счетчики на время отсутствия.
По возвращении, когда будут переданы фактические показания, производится перерасчет. Это позволит избавить себя в дальнейшем от споров и судов с коммунальщиками.