Тысяча девятьсот пятьдесят третий год. В советскую армию поступает новый джип отечественной разработки, Газ-69. Заказчиком машин повышенной проходимости как обычно были военные, в этом случае Главное артиллерийское управление. По техническому заданию, поступившему на завод, требовалось сконструировать колесный автомобильный тягач, который бы смог заменить устаревшие модели. Конструктивно, это была абсолютно новая разработка, сменившая на конвейере Газ-67. Рама, кузов и раздаточная коробка автомобиля были спроектированы Григорием Вассерманом, автором Газ-М20 «Победа». Естественно, что внедорожник получил двигатель и коробку передач именно от предыдущей разработки конструктора – автомобиля «Победа». Вездеход сумел поразить своей проходимостью и простотой в обслуживании строгую приемную комиссию, и вышел в серию практически без доработок и присущих советским автомобилям «детских болезней». В связи с этим, было принято решение об использовании новой разработки не только в армии, но и в народном хозяйстве, для работы в сложных дорожных условиях. Разрабатывался автомобиль под рабочим названием «Труженик», но в народе быстро получил прозвище «Козлик». Судя по всему, это было связано с ощущениями во время езды на внедорожнике, который на ухабах и при торможении заметно раскачивался взад-вперед, по народному «козлил». Вскоре производство вездехода было передано в Ульяновск, на завод УАЗ, где и продолжалось до 1972 года, пока на смену Газ-69 не пришел Уаз-469. На ГАЗе выпуск этой модели прекратили в 1956 году. Производилось две модификации Газ-69, которые завоевали репутацию надежных и крепких машин не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами, поскольку экспортировались в 50 стран мира. Базовая версия была грузопассажирской, с открытым двух дверным кузовом и задним откидным бортом. Предназначалась для перевозки восьми человек или 500 кг. груза, на нем по левому и правому борту, устанавливались трех местные скамейки.
Модифицированная модель, Газ-69А, это пассажирский, или командирский, или председательский, кому как удобно, автомобиль. Оснащался четырех дверным кузовом, с багажником в задней части. Предназначен для перевозки 5-ти человек включая водителя, и груза до 50 кг. Хочу отметить, что обе модели могли буксировать прицеп до 850 кг., а с жестким верхом производились только на специализированных предприятиях, в основном для службы в милиции. На базе армейских Газ-69, устанавливались радиостанции, топографическая аппаратура, миноискатели, аэродромные пусковые агрегаты и естественно выполняли свое прямое предназначение – работали тягачами. Но была еще одна разработка, за которую автомобиль прозвали «истребителем танков и бронемашин». "Козлик" стал первой легкой машиной, на которую устанавливался первый отечественный противотанковый ракетный комплекс "Шмель", с индексом 2П26.
Кабина автомобиля была двухместной, с бронированной задней стенкой. За кабиной располагалась пусковая установка с четырьмя ракетами на борту. Боевой расчет состоял из двух человек, а скорость стрельбы составляла два выстрела в минуту. Установка была принята на вооружение в 1961 году и простояла на охране рубежей Родины до 1966 года. Вот такой он, герой-внедорожник, который до сих пор служит верой и правдой своим владельцам. Был период, когда продавалось много армейских машин снятых с консервации, что увеличило их присутствие на дорогах.
Подписывайтесь на канал "Автобаза СССР", ставьте лайки, делитесь информацией с другими любителями советской техники! С уважением, завгар автобазы.