Найти тему

М-20: знаменитая «Победа» отечественного автопрома

Краткая история и фотографии из нашего архива самого знаменитого отечественного автомобиля — легендарной «Победы».

	  «Киноафиши на улице Москвы», автор: Всеволод Тарасевич. 1961 год, Москва, из собрания МАММ/МДФ.
«Киноафиши на улице Москвы», автор: Всеволод Тарасевич. 1961 год, Москва, из собрания МАММ/МДФ.

Работа над созданием «Победы» началась на Горьковском автозаводе еще в конце 30-х годов. Изначально планировалось, что автомобиль будет называться другими именем — «Родина». Руководил разработкой революционного для того времени проекта — четырехдверный обтекаемый кузов, отсутствие выступающих крыльев, фар и подножек — главный конструктор завода Андрей Александрович Липгарт.

В 1941 году на завод, в качестве трофея, был доставлен немецкий автомобиль Opel Kapitan 1938 года выпуска. Его технические характеристики полностью соответствовали представлениям конструкторов Горьковского автозавода о том, как должен быть устроен современный автомобиль. Так Opel Kapitan стал прототипом будущей «Победы» (на фото).

«Советские офицеры беседуют с жителями Берлина», автор: Евгений Халдей. Май 1945 года, Германия, Берлин, из архива МАММ/МДФ.
«Советские офицеры беседуют с жителями Берлина», автор: Евгений Халдей. Май 1945 года, Германия, Берлин, из архива МАММ/МДФ.

С началом войны работы по проектированию автомобиля были приостановлены, но уже в 1942 были возобновлены. Из нескольких версий была выбрана самая экономичная: с четырехцилиндровым двигателем. Сразу после войны, в июне 1945 года, разработчики продемонстрировали Иосифу Сталину готовый прототип. Тогда же автомобиль получил свое новое название, которое стало впоследствии легендарным: ГАЗ М-20 «Победа». Массовое производство началось не сразу: всего 23 машины были выпущены в 1946 году, 601 — в 1947 году, 459 — в 1948 году.

  «"Победы" на конвейере Горьковского автозавода», автор: Аркадий Шайхет. 1947 год, г. Горький, из частного архива.
«"Победы" на конвейере Горьковского автозавода», автор: Аркадий Шайхет. 1947 год, г. Горький, из частного архива.

Стоил автомобиль недешево — около 16 тыс. рублей. Для сравнения: автомобиль «Москвич-400» можно было приобрести за 8 с небольшим тыс. рублей (средняя зарплата в то время — 600 рублей) .
Постоянно велась работа над улучшением комфортности и модернизации ходовой части «Победы». У второй серии этих машин, появился отопитель салона и улучшенная подвеска, а в 1949 году завод стал выпускать версию «кабриолет» (М-20Б). В том же 1949 году создатели автомобиля удостоились Сталинской премии.

«Николай Озеров за рулем автомобиля "Победа"», автор: Сергей Васин. 1950-е годы, Москва. Из собрания МАММ/МДФ.
«Николай Озеров за рулем автомобиля "Победа"», автор: Сергей Васин. 1950-е годы, Москва. Из собрания МАММ/МДФ.

В 1955 году советские граждане получили новую, еще более мощную версию «Победы» — с двигателем мощностью 52 л. с., новой решеткой радиатора, а еще теперь можно было разъезжать в машине под музыку или трансляции спортивных соревнований: в салоне машины появился радиопреемник.

«Семья рабочего Горьковского автомобильного завода с новой "Победой"», автор: Евгений Халдей. 1958 год, г. Горький, из собрания МАММ/МДФ.
«Семья рабочего Горьковского автомобильного завода с новой "Победой"», автор: Евгений Халдей. 1958 год, г. Горький, из собрания МАММ/МДФ.

В 1955 году появилась внедорожная версия уже легендарного на тот момент автомобиля. Новинка (ГАЗ М-72) состояла из кузова «Победы», установленного на шасси полноприводного ГАЗ 69. Эта версия пользовалась огромной популярностью среди руководства советских колхозов, но достать ее было трудно: было выпущено всего 4677 экземпляров ГАЗ М-72 (на фото).

  «Дети», автор: Всеволод Тарасевич. 1959 год, Бурятская АССР, из архива МАММ/МДФ.
«Дети», автор: Всеволод Тарасевич. 1959 год, Бурятская АССР, из архива МАММ/МДФ.

В 1958 году с конвейера сошла последняя «Победа», выпуск автомобиля был прекращен. За эти 10 с небольшим лет было произведено 241497 экземпляров, включая различные модификации. Часть из них экспортировали в европейские страны и Великобританию. В 1951 году под маркой Warszawa выпускалась лицензионная версия «Победы».

Сегодня эти автомобили являются гордостью коллекционеров, а сразу в нескольких городах России — например, в Нижнем Новгороде, Воронеже, и Белгороде — установлены памятники «Победе», одному из самых легендарных автомобилей в истории отечественного автопрома.

  «Дорога от Винницы до Теплика», автор: Семен Мишин-Моргенштерн.1950-е годы, Украинская ССР, из архива МАММ/МДФ.
«Дорога от Винницы до Теплика», автор: Семен Мишин-Моргенштерн.1950-е годы, Украинская ССР, из архива МАММ/МДФ.

Проект «История России в фотографиях» в социальных сетях: Яндекс Дзен, facebook, VK, OK, YouTube, Instagram.