Качество строительства современных домов нередко подвергается острой критики. Особые нарекания дольщиков касаются квартирной отделки. Причем «браком» грешат объекты любого класса и любого застройщика.
Брак на стройке, к сожалению, явление, не ставшее исключительным. Практически каждый жилой комплекс, каждый застройщик грешит строительными «косяками». Народу в строительстве работает много, а человеческий фактор никто не отменял.
Квартира есть, а жить в ней нельзя
214-ФЗ дает дольщику не только серьезную защиту от недобросовестного застройщика, который не сдает вовремя жилье (защиты нет, если застройщик вообще перестал строить), но и инструменты, позволяющие заставить застройщика исправить строительный брак, в том числе и в отделочных работах. Большинство компаний вполне адекватно относятся к сему факту и оперативно решают проблемы с выявленными косяками. Судебная практика показывает, что в противном случае застройщику грозят штрафные санкции и масса неприятностей от недовольных дольщиков, в том числе влияющих на продажи.
Самая, пожалуй, громкая, городского уровня история - уже подзабытая, но мы напомним - с аммиаком привела к приостановке продаж в некоторых проектах, многочисленным судебным разбирательствам, в результате которых новоселам удалось получить компенсацию или другую, приятно пахнущую квартиру. Пострадали тогда покупатели квартир у солидных, надежных застройщиков, таких как «ЛенСпецСМУ», «ЮИТ Санкт-Петербург», «Строительный трест», «Балтийская жемчужина», «Балтрос», «Лемминкяйнен». Жить в новых квартирах было нельзя: превышение ПДК аммиака в воздухе квартир достигало несколько десятков раз. Случай этот из ряда вон выходящий наделал тогда много шуму, некоторые застройщики пытались вину переложить на подрядчиков и изготовителя цемента, а новоселам «всучить» некондиционную недвижимость. Не вышло.
Сейчас дольщик благодаря 214-ФЗ более защищен и в суд идти, как правило, нет необходимости. Застройщик по закону должен устранить все замечания по квартире за свой счет. Эксперты советуют не подписывать акт приемки-передачи до тех пор, пока все «косяки» не будут устранены. Как рассказал гендиректор компаний «Ситипроф» Александр Медведев (компания помогает дольщикам в приемке квартир), сегодня практически все застройщики оперативно устраняют недоделки в квартирах. «Но нужно понимать, - говорит он, - что самостоятельно дольщик вряд ли сможет оценить все недостатки квартиры». Каких-то «популярных косяков», уверяет он, нет. Неровность стен, потолка, пола, царапины на окнах и прочее — все это встречается практически у каждого застройщика. Иногда застройщики оправдываются, мол, жилье экономкласса, что вы хотели? Существуют строгие нормы и отклонения, которые могут быть, - они касаются любой квартиры как эконом-, так и премиум-класса. «Причем в элитном жилье брак встречается не реже, чем в дешевом», - отмечает он. Сваливать всю вину на застройщика — дело неблагодарное. Проверить каждую квартиру для больших объектов не хватит человеческого ресурса. Бывает, что на осмотр квартиры уходит целый час, а если таких квартир сотня?
«Случаи бывают очень разные, и проблемы встречаются в каждом из «разделов» проверки квартиры, - рассказали в компании «Новикс». - Проверить инфильтрацию холодного воздуха в квартиру в местах примыкания стены и пола можно только с помощь тепловизора, но эта проверка актуально лишь при температуре на улице не выше +5 градусов. Встречали достаточно случаев, когда перепад превышал норматив. Про кривизну стен и полов - по этим моментам нарушения происходят еще чаще. Примерно на 10 квартир, 3-4 с отклонениями от норматива. Вентиляцию иногда вообще просто-напросто забывали пробить, пробивали один и тот же спутник-канал на кухню и в с/у (воздух из кухни тянуло в с/у). Были случаи, когда она засорена (завалена строительным мусором)».
Отделка-заделка
Сегодня большинство квартир, которые продаются в Петербурге, предлагаются с отделкой. В Москве, к примеру, этот тренд только набирает силу. С одной стороны, отделка — это хорошо. Не надо заниматься ремонтом, что позволяет сэкономить и нервы, и средства. Но с другой — застройщики прекрасно прячут с помощью отделочных материалов недостатки квартиры, а нередко выбирают и низкокачественные отделочные материалы. В таком случае новосел, въехав в квартиру с чистовой отделкой, сразу же начинает менять двери, сантехнику, ламинат, переклеивать обои.
«Поскольку большинство квартир в Петербурге сдается с чистовой отделкой основные претензии именно к ней», - рассказывает Александр Медведев. Мелкие замечания застройщик обычно исправляет довольно быстро. «Были случаи, мы пишем замечания и чуть ли не тут же в квартиру забегают восемь человек и все исправляют», - говорит он. Правда, одно дело заменить стеклопакет, другое — все окно. Или выровнять стену. Более сложные случаи, к примеру, некачественная теплоизоляция фасада, в результате чего в квартире на стенах образуется плесень — уже другой объем работ.
«Основные трудности, с которыми могут столкнуться новоселы, видны уже на этапе приемки, - рассказывает исполнительный директор СК «Ойкумена» Роман Мирошников. - Это индивидуальный технический осмотр, в ходе которого покупатели осматривают квартиру и, если необходимо, составляют список претензий к застройщику. Как правило, замечания несерьезные и избавиться от них можно в течение двух-трех недель, а иногда проблему можно решить и за пару дней. Это оперативная работа, которую застройщик всегда держит в уме, особенно при возведении масштабных проектов, как ЖК «Граффити»». В принципе, добавляет он, любое замечание можно устранить даже после заезда по гарантийному пятилетнему сроку.
Что делать?
В случае обнаружения брака пишутся замечания в акт осмотра квартиры и застройщик все это должен устранить в течение 45 календарных дней, рассказали в компании «Новикс». После того, как застройщик устранит все замечания, то дольщик вызывается на повторный осмотр. «Каждая квартира по-своему индивидуальна в плане замечаний. Даже у лучших застройщиков встречаются иногда существенные замечания, которые мешали бы проживанию человека. Поэтому нельзя гарантированно сказать, что с Вашей квартирой будет все в порядке», - резюмируют эксперты. Важно знать, что застройщик не будет устранять замечания по отделке, если она была в подарок! Хотя, конечно же, дольщик за нее заплатил…
«Следует иметь в виду, что до приемки квартиры в случае обнаружение брака застройщик будет «бегать» за вами», после приемки квартиры — уже вы за застройщиком», - замечает Александр Медведев.