У нас в офисе коммерческой организации, которую можно отнести к малому и среднему бизнесу, действует очень жестокий сухой закон. В рабочее время нельзя ни пить, ни появляться пьяным, ни приходить с запахом. За первые два пункта мы людей сразу увольняем, с запахом обычно просто отправляем домой с последним китайским предупреждением. Я увольнял трёх людей по первым двум пунктам, темы с запахом давно не помню в офисе. Несмотря на то, что я сам алкоголик, и в обычное время пью минимум три дня на неделе из семи, подобного рода правила считаю единственно верными и даже корпоративные пьянки выношу из офиса. Более того, у меня тихая устная договорённость с уборщицами - сообщать мне о факте появления пустых бутылок из-под алкоголя в офисных и туалетных урнах. За тихое распитие спиртного после работы я не увольняю, но устраиваю тяжёлые разносы. Но и их давно нет, все всё про это знают.
Я много лет работал в крупной окологосударственной структуре, в которой много лет пробирался с мелкой сошки уровня посудомойки до руководителя среднего звена, и за годы работы насмотрелся и в этом окологосударственном офисе, и в зависимых мелких конторках на огромное количество алкоголиков.
Эти люди скрываются за самыми разными личинами. В самом начале трудовой деятельности я сидел в таком полуподвальчике, и в соседнем кабинете взрослые люди по утрам отправляли стажёров за бухлом в соседний магазин, потом вместе с ними выпивали и типа работали. К вечеру многих из этого кабинета через чёрный ход выволакивали на улицу и тащили домой подмышки. Это теперь у нас такси и полная демократия, а раньше с такси было хреново, так что участь грузчиков была не заманчива. Меня тоже пробовали отправлять за бухлом, но я не врубился в эту тему и сказал вопрошающему идти на хер. Больше ко мне никто не приставал никогда.
Сам я в этом возрасте пил не три раза в неделю, а семь, но всегда делал это после работы. На работе мне много лет было не по себе пить даже 31 декабря или после обеда 23 февраля, когда это ещё был рабочий день. Я думал, что ну его на хер, чокался шампанским с коллегами, выпивал его, тут же надевал верхнюю одежду и шёл бухать со своими сверстниками.
Пили мы жутко тогда, но сил было больше, и даже с учётом дикой пьянки до 2-3 часов ночи, утром я вставал свежим и шёл на работу или ехал в командировку. Через пару лет из подвала я постепенно стал перебираться на верхние этажи здания, остановившись около прослойки руководителей, должности которым дают только по великому блату. Блата у меня не было, я посидел четыре года замом у человека, который меня постепенно поднимал из полуподвальчика, потом его сменил новый высший руководитель, я поработал полгода под новым начальником, который оказался тупым никчёмным мудаком, и уволился в пустоту, но быстро нашёл работу по профилю, где дорос до себя нынешнего. Где-то там по дороге я женился, у меня появился первый ребёнок, пьянки резко сократились, я успел два раза растолстеть и похудеть, потом родился второй ребёнок. А я всё, выходит, пил и пил, просто делал это по-разному.
Так вот, в этом прекрасном здании, где твоё положение определяется этажом, на котором располагается твой кабинет, я видел алкоголиков в самых разных статусах, включая высшие. Наверху я знал пару наглухо спившихся красивых женщин за 40, которые начинали пить примерно в обед какой-нибудь крутой коньяк, а к вечеру упивались до тупых дур с идиотскими ухмылками, которые могут схватить за чресла какого-нибудь молодого клерка. Я не единожды трахался с этими безумными бабами, всякий раз удивляясь, до чего может себя довести пьяная женщина.
Я видел мужиков, которые половину пятницы шкерились по коридорам, договариваясь о том, какой будет пьянка в кабинете сразу после рабочего дня. Обычно гонец отправлялся за полчаса до конца рабочего дня, а пить начинали сразу в 18.00. Я, конечно, сотни раз принимал участие в таких пьянках, когда стал постарше и у меня появились первые должности. Более того, на каком-то этапе пятничная пьянка в офисе стала такой же нормой, как выдача аванса 15-го числа.
Я видел толпы трезвых очень статусных людей, которые на 2-3 часа на дорогущем корпоративе превращаются в визжащих свиней, часть из которых спаривается в подсобных помещениях. Да что там говорить, я сам не один раз был такой же свиньёй и много раз занимался сексом с женщинами, которые в понедельник смущённо здоровались со мной на этаже, до которого я успел добраться.
У многих моих сослуживцев были свои железные сейфы или даже холодильники, в которых заботливо хранилось бухло и закусочка. Самые крутые имели для пьянок небольшие комнаты или закутки за шкафами, куда вечерами стекались любители выпить. Ну а те, кто занимал высшие этажи, имели целые секретариаты, которые в рамках выделяемых на представительские услуги денег покупали и спиртное, и закуску к нему, и даже специальную минеральную воду.
В общем, в организации, где результаты труда никак не связаны с зарплатой, пьянки были нормой. Пили почти все, очень часто не привязываясь к рамкам рабочего времени, и чем выше был статус человека, тем в более неожиданное время можно было обнаружить себя рядом с ним с рюмкой дорогого коньяка или вискаря в руках.
Я уж молчу, что все эти люди, включая меня, делали в рабочих командировках и по дороге на место или домой. Тотальные пьянки в рабочих "Волгах", УАЗах и прочих микроавтобусах носили характер эпидемии. В дальнюю дорогу пить начинали прямо в городе, и много раз я видел, как люди с 5 до 7 утра умудрялись упиваться до состояния полена. На месте после работы вновь были рабочие пьянки, а когда машина ехала обратно, многие умудрялись танцевать на заднем сидении обычной "Волги".
В коммерческой организации я тоже видел разное, но здесь резко изменились обстоятельства - зарплата зависела от финального результата. Я устроился руководителем небольшого подразделения человек на пять, за два года вырос до топ-менеджера, и всю дорогу мой заработок зависел от финального результата сначала моего подразделения, а потом и всей компании.
После первой же совместной пьянки в новом коллективе, после которой на утро на место не явился один из сотрудников и запорол встречу с клиентом, на которую пришлось идти не очень готовому мне, я запретил любой алкоголь и его запах. Мне пришлось увольнять пару особо ретивых идиотов, но когда ты пару раз вместо условных 100 тысяч получаешь 30, у тебя сразу меняется восприятие действительности, и людей ты начинаешь на работе воспринимать исключительно как рабочие единицы, которые выполняют те или иные функции.
Поэтому сухой закон, который, вообще-то, прописан в трудовом законодательстве, был утверждён отдельно внутренними правилами распорядка, которые я писал своими руками. В этих правилах сказано о том, что в офисе пить нельзя вообще никогда, запах алкоголя, в том числе с похмелья, является основанием для увольнения, а также расписаны все детали про появление в офисе запертых и откупоренных бутылок с алкоголем, правила поведения в моменты траура и так далее. Очень условно всё сводится к тому, что если у вас есть основания для того, чтобы выпить, гораздо проще отпроситься у непосредственного руководителя, и выпить, а если вы чувствуете, что от вас с похмелья фонит, то сделайте доброе дело - позвоните тому же руководителю и скажите, что не можете выйти на работу, потому что заболели.
Самому мне в офисе легко соблюдать эти правила (ведь можно легко пить за его пределами), и сложности касаются только похмельного запаха. Тут мой помощник - непьющая жена, которая с утра тестирует меня на предмет этой опасности. Впрочем, в 95% случаев мне даже в моём этом состоянии хватает мозгов на то, чтобы не нажираться вечером в будний день до запаха с утра. Пару раз такое было, конечно, ни один, даже самый статусный, алкоголик мимо этого не проходит, но я просто звонил заму и говорил, что я приболел.
В общем, отвечая на вопрос из заголовка. Алкоголь в любом количестве убивает эффективность. Работу в части алкоголя нужно воспринимать примерно так же, как вождение автомобиля - выпил глоток шампанского, значит, тебе просто запрещено садиться за руль. Если кто-то этого не понимает, то, как и в случае с вождением автомобиля, его просто лишают прав. Иначе за рулём ты можешь кого-то убить или покалечить, сломав жизнь заодно и себе, а на работе просто угробить работу. Поэтому любой алкоголь при всём к нему пристрастии должен быть вынесен за рамки рабочего пространства.
Я где-то читал, что в каких-то продвинутых американских компаниях алкоголь чуть ли не в офисных холодильниках стоит. Все мы видели сериал "Безумцы", в котором рекламщики бухают просто с утра до ночи, и фильм "Волк с Уолл-стрит", где тоже алкоголь часто льётся рекой, а кокаин слизывается с голых женских ягодиц, но мне вся эта американская реальность не известна. Если они там могут бухать и одновременно работать - звёздно-полосатый флаг им в руки. В России работа и алкоголь несовместимы, потому что иначе это не работа, а прожирание чьих-то денег.
В коммерческом офисе должен быть сухой закон, который касается и времени после 18.00. Многие разрешают пить в арендованных офисах после 18.00, но на мой взгляд это взятие на себя совершенно ненужной ответственности. Пьяные люди ведут себя, как бараны. Они могут поколотить офисную мебель (на предыдущей работе я не раз так делал сам), выбить окна (у меня два шрама на правом кулаке от пьяных соприкосновений с разбитым стеклом), уснуть на полу (я десятки раз засыпал на работе в пьяном виде), залить вином коридор просто ради смеха (однажды мы сбрасывали с шестого этажа бумажные бомбочки, наполненные водкой), и совершенно точно - устроить пьяный секс на лестнице или прямо на столе у директора (однажды я трахался на столе у человека, которого многие из вас могли видеть по телевизору - это просто была такая вот пьяная бравада).
Поскольку ответственность за дорогущий офис, набитый мебелью, техникой, стеклом и прочим барахлом - лично моя, я всё запретил. Хотите бухать, трахаться, валяться, блевать - делайте это где угодно, но только в нерабочее время и не в помещении, за которое мы платим сотни тысяч рублей ежемесячно.