Найти тему
Егор Холмогоров

10 причин прочесть "Истину в кино"

"Истина в кино" - это во многом парадоксальный результат нечаянного превращения меня, политолога, историка, философа, - как хотите назовите, в кинокритика. Причем критика пишущего не об эстетских шедеврах артхауса, а о массовом кинематографе, определяющем и у нас и на Западе мировоззрение, историческую и жизненную эрудицию обывателя.

Произошло это спонтанно, мне просто начали заказывать всё больше кинорецензий, а телеканал "Царьград" даже предложил мне программу о кино. Мало того, оказалось, что мои кинорецензии нравятся многим читателям, на мой вкус даже зачастую ориентируются.

Этот факт, в сочетании с тем, что в отличие от других своих работ, к кинокритике я отношусь не слишком строго, а потому меня не заедает парализующий перфекционизм, побудил меня собрать накопившуюся огромную массу текстов в целостную книгу, формализовать тот теоретический подход, который я использую при написании своих рецензий, и предложить читателям.

Один из настоящих столпов нашей кинокритики - Игорь Манцов, любезно согласился написать предисловие, замечательный друг Татьяна Шабаева провела вдумчивую редактуру, а издательство "Книжный мир" взялось быстро напечатать этот объемистый опус, за что всем им огромное спасибо.

Ну а сейчас я постараюсь в десяти пунктах убедить вас в том, что эту книгу вам обязательно нужно прочесть.

1. Впервые в киноведческой литературе формулируются принципы консервативной кинокритики, вытекающие из продуманного понимания природы консерватизма. Обозначены отличия консервативной кинокритики от либеральной и левой.

2. Предложена концепция "русского Кодекса Хейса", - консервативного свода принципов и ограничений, аналогичного тому, который действовал в США до 1960-х. Отмечено, что в российском кино за последние годы сформировался свой "кодекс" - консервативный и умный: запрет на социальный расизм, призыв к социальной солидарности, позитивное употребление слова "русский".

3. Предложено понятие "северного сентиментализма" как обозначения манеры лучших современных российских киноработ, стремящихся вызвать у зрителя обостренное чувство жалости и умиления, как побуждающего мотива к взаимопомощи и социальной солидарности. Отмечен контраст этого направления с "креакловским" кинематографом, провоцировавшим социальную аномию.

4. Отмечено существование явления "брэкзит-кинематографа" - волны кинопостановок, прославляющих добрую старую Британию эпохи короля Артура или Уинстона Черчилля, её традиционные добродетели и традиции. Отмечена амбивалентность этого образа, заточенного как против растворения Британии в ЕС, так и против фантомной "русской угрозой" перед лицом которой нужно категорически не сдаваться.

5. Проведен тщательнейший источниковедческий анализ претензий создателей фильма "Викинг" на историчность их постановки и следование сценария за Нестором. Показан полностью неисторичный, русофобский и антихристианский характер этого фильма. Проведено специальное научное исследование, доказывающее, что сюжет об изнасиловании Владимиром Рогнеды - это литературная легенда позднего происхождения.

6. Проведен экономико-социологический анализ кинематографа Эльдара Рязанова, показана его связь с экономическими процессами послевоенной эпохи, описываемой экономистом Тома Пикетти как восстановительная концентрация капитала. Отмечена синхронность процесса концентрации на Западе и в России, выразившееся в частности в фиксации Рязановым в "Гараже" настроений новой буржуазии, приведших к успеху тэтчеризма.

7. Высказана гипотеза о подлинном месте персонажа Алексея Баталова - Гоши в киновселенной "Москва слезам не верит" и предложена альтернатива "наивному" прочтению второй части этой ленты.

8. Проведен историко-социологический анализ мира "Песни льда и пламени" Джорджа Мартина и "Игры престолов". Осуществлена развернутая консервативная критика обеих фантастических вселенных, причем указано на их несовпадение.

9. Высказана гипотеза о параллелизме исторического развития мира "Звездных войн" и развития римского мира от упадка Республики и становления Империи до тёмных веков и христианизации варваров.

10. Дан беспристрастный (а это значит чрезвычайно критический) русский взгляд на творчество Анджея Вайды.

Разумеется, существует еще не менее двух десятков причин прочесть эту книгу, но и сказанного, думаю, достаточно.

В ближайшие 4 дня книгу можно будет приобрести на стенде "Книжного мира" на фестивале "Красная Площадь". В воскресенье с 15.00 до 18.00 я там буду лично и дам автограф всем желающим.