Сами названия многих топонимов полуострова говорят о присутствии здесь иноземной цивилизации с незапамятных времен. Херсонес, Таматарха и другие поселения были ещё до нашей эры греческими колониями, которые пережили распад Римской империи и превратились в периферию империи Византийской.
Хотя новости о смене императора или реформах доходили сюда с большим запозданием, жить и торговать здесь было чрезвычайно выгодно: в Крыму сходились торговый пути с Востока и Запада, Юга и Севера.Спокойствие византийцев охранял мощный флот, а с соседними народами, в основном, удавалось договориться.
Однако всё изменилось в XIII веке, когда Константинополь пал в результате Четвёртого крестового похода. Немалую роль в том, что крестоносцы овладели чуть ли не самым христианским из всех городов, сыграли венецианцы, уже давно конкурировавшие с Византией в морской торговле.
Дожи быстро разглядели преимущества, которые давало господство над побережьем Крыма, поэтому не преминули овладеть этим трофеем.
Венецианцы управляли в Крыму Солдайей (ныне Судак) совместно с половцами, однако эпоха венецианского присутствия продлилась недолго.В 1223 году три тумена под началом полководцев Чингис-Хана, Субудея и Джебе захватили Солдайю. Город подвергся новому разграблению монголами в 1239 году.
Неурядицами в венецианских владениях воспользовалась Генуя, городская республика и один из главных соперников Венеции в торговле и борьбе за морское господство. Генуэзцы решили поддержать наследника разделённой Византии, Михаила Палеолога, в его борьбе за Константинополь против латинян, взамен потребовав преференционного положения на Чёрном море.
Борьба Михаила завершилась успехом, и в столице империи утвердилась династия Палеологов. Теперь пришла пора отдавать долги, и со второй половины 1260-ых, генуэзские корабли начали активную торговлю в этом почти недоступном доселе регионе.
Оценив собственные возможности и превосходное положение Крыма, Генуэзская республика начала последовательно добиваться господства в Чёрном и Азовском морях, для чего прибегла к военной силе и искусной дипломатии. Монголы разрешили основать торговую факторию в Кафе в 1266 году, прочие же многочисленные крепости и поселения были получены вследствие договоров с ханами и войны с Венецией.
Генуэзцам удалось потеснить и греков, практически лишив выхода к морю местное княжество Феодоро.
Власть республики распространилась и на Керченский полуостров, где появилась крепость Воспоро (ныне Керчь), которую генуэзцам передал в управление хан Золотой Орды.
К середине XIV века побережье Крыма находилось в практически безраздельном владении Генуи.
В 1365 году республика нанесла финальный удар по венецианским территориям, захватив Солдайю. Все эти приобретения были бы невозможны без благоволения золотоордынского хана.
Действительно, генуэзцы выступали верными союзниками ордынцев: в 1380 году отряды наёмников из Италии входили в войско Мамая, шедшее к Куликову полю. Дружественные отношения с темником-узурпатором, однако, не помешали генуэзцам быстро изменить свою ориентацию в пользу его противника Тохтамыша.
Преследуемый Тохатмышем Мамай попросил убежища в некогда дружественной генуэзской Кафе, однако консул не открыл ворота. В награду республика получила признание Тохтамышем всех завоеваний Генуи в Крыму.
Все владения итальянского города-государства на севере Причерноморья называли Газарией (от некогда кочевавших в этой местности хазар), а сами города и поселения в Крыму именовались «Великая коммуна Генуи».
Население генуэзской колонии было многонациональным: здесь, кроме итальянцев, жили греки, армяне, татары, евреи, адыги.
Общее управлние колонией было поручено консулу, присылавшемуся из Генуи. В здешних местах итальянцы покупали традиционные воск, мёд, соль, лес, рыбу, особенно важной статьей было зерно, вывозившееся с Северо-Западного Кавказа и кормившее многие города Аппенин. Из Италии купцы везли дорогое стекло, ткани, из Греции - вино и масло.
Стоит отметить, что итальянцы не брезговали торговать и дюдьми, в большом количестве поступавшими сюда от татар, совершавших набеги на русские земли. Славянские невольники через рынки Кафы и других местных городов попадали на Ближний Восток и даже в Южную Европу.Своих подданных крымским генуэзцам продавали и русские князья, и знать Великого княжества Литовского. В этих странах до введения крепостничества рабство и работорговля были нормой, и избыток живого товара отправлялся на экспорт. Из Крыма таких экспортных рабов переправляли в основном либо в Египет, либо в Италию. В XIV веке спрос на рабов очень возрос в южноевропейских странах, так как там быстро росло количество домохозяйств, требовавших дополнительных рук. К началу XV века один рейс с рабами из Крыма приносил купцу до 500% прибыли.
Для защиты торговых факторий генуэзцы строили крепости по последнему слову оборонительных технологий.
Однако ни мощные стены, ни полные сундуки, ни хорошие отношения с ханами не смогли предотвратить надвигавшейся катастрофы.
Генуэзские крепости, Чембало и Салдайя (Судак), оказывают более длительное и ожесточенное сопротивление. Но и они пали под натиском свирепых янычар. Впоследствии Чембало переименовывают в Балак-Юве (Балаклава) – что по-турецки значит «Рыбий глаз».
С этих пор вся территория Крыма стала контролироваться турками, точнее здесь было организовано вассальное крымское ханство со столицей в Бахчисарае.Так было до прихода войск Российской империи в этот регион под командованием графа Потемкина, но это уже совсем другая история...
Подписывайтесь на наш Яндекс DZEN-канал или следите за новостями на сайте «ИНФОРМЕР». Мы в социальных сетях:
ВКОНТАКТЕ | FACEBOOK | TWITTER | ОДНОКЛАССНИКИ