Известно ли вам дорогие читатели, что в рамках договора «Открытое небо», подписанному в 1992 году, наша страна единственная из всех участников этого соглашения использовала цифровые аэрофотокамеры на самолётах Ту-154 и Ан-30. На сегодняшний день инспекционные полёты будет выполнять новый самолёт Ту-214ОН, оборудованный новейшим цифровым комплексом, обеспечивающим мониторинг территории стран участников договора об ограничении вооружений.
Для ведения легальной разведки ОКБ Туполева разработала новую машину ещё в начале 2011 года и уже в июне этого же года Ту-214ОН впервые поднялся в воздух. Самолёт был спроектирован на базе пассажирского Ту-214, который так и не запустили в серийное производство. Пилоты компании «Туполев» испытали машину на всех режимах и в различных условиях, выполнив в общей сложности 24 полёта.
Получив лестную оценку лётчиков-испытателей, Ту-214ОН в 2012 году приступил к сертификационным испытаниям и успешно их закончил. На авиационном заводе в Казани собран и готов к испытаниям второй аналогичный борт. Ту-214ОН в настоящее время находится на аэродроме Кубинка, где начался предварительный этап освидетельствования, на котором иностранные представители осматривают новый самолёт наблюдения и оборудование для аэрофотомониторинга. В этом принимают участие делегации всех стран, входящих в договор «Открытое небо».
Зарубежные коллеги ознакомятся с конструкцией самого самолёта наблюдения и его цифрового бортового оборудования также им покажут наземный комплекс обработки цифровой информации. Запланирована встреча иностранных представителей с теми, кто разработал комплекс бортового оборудования и самолёт, чтобы согласовать и принять решения по предстоящим процедурам. Таким образом, можно надеяться, что в сентябре на основном освидетельствовании не возникнет никаких разночтений и разногласий.
Бортовой комплекс наблюдения Ту-214ОН оснащён телевизионными камерами и аэрофотоаппаратами с разрешением 30 см, инфракрасными камерами с разрешением 50 см, а синтезированная аппаратура РЛС бокового обзора имеет разрешение 3 метра. Впервые получено согласие на установку аппаратуры импортного производства, раньше наша страна не имела такого права.
Новая машина будет эксплуатироваться Министерством обороны России. Ту-214ОН имеет практический потолок 12 тысяч метров и рассчитан для полётов на дальность 6.5 тысяч км при соблюдении крейсерской скорости 850 км/час. Такой самолёт также будет незаменим в народном хозяйстве России для предупреждения техногенных катастроф, осуществления экологического мониторинга и отслеживания чрезвычайных ситуаций.