Найти тему
Первым делом самолёты

Филигранная посадка

Это был обычный плановый облёт после выполнения технических работ самолёта Ил-38SD, принадлежавшего индийским ВВС и проходившего обслуживание на авиационном заводе в Московской области. При заходе на посадку загорелось табло невыпуска передней стойки и лишь только благодаря профессионализму и чётким действиям пилотов самолёт посадили, отделавшись мелкими повреждениями.

Весенний день 28 апреля выдался тёплым и малооблачным, экипаж Ил-38SD во главе с командиром заслуженным лётчиком-испытателем Игорем Зиновым проверял работу систем самолёта в воздухе. Вместе с членами экипажа на борту находился технический персонал, который контролировал работу оборудования самолёта.

Отработав программу проверки, экипаж запросил снижение и условия захода на посадку. Получив нужные данные, командир начал выполнять маневр захода и при выпуске шасси загорелось табло, показывающее, что передняя опора не встала в выпущенное положение. Экипаж доложил о ситуации руководителю полётов и попросил разрешения попробовать иные способы, позволяющие добиться срабатывания механизма выпуска.

На аэродроме по тревоге были подняты спасатели и пожарные расчёты. Взлётно-посадочную полосу расчёты машины пожарников залили специальной пеной. Пилоты Ил-38 SD стали выполнять виражи и крены, уменьшая или увеличивая перегрузку, пытаясь выпустить переднюю опору, но стойка не выходила. Тогда решили выпустить шасси методом удара о бетон посадочной полосы, создавая имитацию приземления самолёта.

Когда и такой способ не помог, было принято решение сажать воздушное судно на главные стойки шасси, предварительно выработав максимум топлива. Надо отдать должное командиру экипажа, подведя самолёт на минимально допустимой скорости он притёр его к полосе и удерживал до последнего мгновения на основных стойках шасси, пока машина плавно не опустила нос и касаясь бетона полосы, затормозила и остановилась.

Филигранно выполненная посадка с «притиркой» к полосе обеспечила минимум повреждений и позволила избежать травм всем, находящимся на борту самолёта. Наблюдавший эту нелёгкую посадку, гендиректор предприятия А. Рогозин вручил пилотам почётные медали «Ильюшин С.В.», а остальным членам экипажа почётные грамоты и объявил благодарность.

Самолёты авиации ВМС Индии Ил-38SD – это дальнейшая модернизация Ил-38Н, оснащённые новой авионикой и современным вооружением. Было бы весьма печально потерять такую машину, но мужество и хладнокровие российских пилотов позволило избежать тяжких последствий.