Для проката в СССР название фильма было изменено - ему присвоили заглавие “В джазе только девушки”. Оригинальное же - “Некоторые любят погорячее” - советская цензура сочла слишком пошлым и откровенным. Но это не помешало ленте стать хитом - миллионы советских граждан, как и зрители во всем мире, переживали за главных героев и хохотали от души. Да, что уж греха таить - и сегодня этот черно-белый фильм смотрится легко и вызывает море положительных эмоций.
Так в чем же секрет этого кино? Почему его до сих пор признают лучшей комедией за всю историю кинематографа? И почему он актуален сегодня?
В 1958 году на одной из голливудских вечеринок авторитетный режиссер Билли Уайлдер отвел молодого актера Тони Кертиса в сторонку и рассказал, что у него сейчас в разработке фильм о двух музыкантах в бегах, которые переодеваются женщинами и примыкают к женскому оркестру. На вопрос Уайлдера, не хочет ли Кертис сыграть одного из них, актер удивился: почему выбор именитого режиссера пал на него? “Да ты же самый привлекательный парень в этом городе! Кого еще мне искать” - парировал режиссер.
Но яркая внешность Кертиса (актерские данные которого не менее выдающиеся) - далеко не единственная причина популярности фильма. Другие главные роли достались секс-символу XX века - Мерилин Монро, а также одному из самых изобретательных комедиантов - Джеку Леммону.
Интересно, что Мерилин Монро сама узнала о проекте и предложила себя на роль “Душечки”. Изначально на кастинг были приглашены Одри Хепберн , Элизабет Тейлор и Митци Гейнор.
Картина деликатно сочетает в себе самые лакомые кинематографические элементы: роскошные женщины, опасные мафиози, гламурное морское побережье, ретро-романтика 20-х годов, а также цепляющий и эмоциональный саундтрек. И все это в такой изысканной черно-белой гамме.
Сюжет настолько тщательно проработан, что действие плавно скользит в своем развитии, как фигурист по олимпийскому льду. А диалоги так первоклассно отполированы самим Билли Уайлдером и его коллегой Изи Даймондом, что в каждом есть и шутка, и двойное дно, или отсылка к другому диалогу фильма.
Так почему же этот фильм снова и снова признают лучшей комедией всех времен? Все достаточно просто. “В джазе только девушки” - далеко не поверхностная музыкальная комедия. Это кино смело можно назвать романтической историей, криминальным боевиком, фильмом о дружбе, мюзиклом. Если всмотреться глубже, то это большое кино - гимн терпимости, принятия и возможности трансформации личности. И сейчас эти мотивы актуальны как никогда.
Уайлдер позаимствовал базовую сюжетную линию у французского фарса 1935 г. Fanfare d’amour (Фанфары любви) и его немецкого ремейка 1951 года Fanfaren der Liebe. В адаптированном сценарии саксофонист Джо (Кертис) и басист Джерри (Лемонн) кое-как зарабатывают на жизнь в Чикаго. Неожиданно они становятся свидетелями знаменитой бойни на День святого Валентина (по крайней мере на это намекает режиссер) - бойни конкурирующих мафиозных кланов.
В отчаянии и страхе они переодеваются в Джозефину и Дафну, чтобы примкнуть к женскому оркестру и с ним залечь на дно во Флориде. В поезде они знакомятся с солисткой оркестра - Душечкой (Монро).
По дороге душечка раскрывает Джо (в облике Джозефины) свой секретный план: найти себе миллионера во Флориде. И, конечно, Джо воспользуется этой информацией и будет примерять на себя не только женские чулки, но и образ наследника нефтяной империи. Но уже ради Душечки.
Одним из сюжетных поворотов будет интересная сцена на пляже, когда Джо изображает из себя трудно доступного миллионера, а глупая Душечка рассказывает ему, что ее музыкальная специальность хот-джаз (буквально “горячий джаз” - одно из эмоциональных и экспрессивных направлений джаза).
Джо процедит: “Ну, кто-то любит погорячее, а я лично предпочитаю классическую музыку”. И тут Душечка соврет, что три года училась в Шебойганской консерватории - эту фразу она услышала накануне вечером от самого Джо, точнее Джозефины. Джо останется только пробормотать: “Хороший вкус”. Он понимает, что Душечка, как и он, притворяется и примеряет на себя образ и жизнь другой личности.
Тем временем, Джерри (Дафна) вынужден пойти на свидание с престарелым плейбоем и миллионером Осгудом Филдингом. Вечер полон конфузов и забавных моментов. Утром Джерри расскажет Джо, что он теперь помолвлен с Осгудом, на что Джо выскажет свое негативное мнение и будет ссылаться на законы и конвенции, которые нужно соблюдать. В итоге Джерри признается влюбленному Осгуду, что он мужчина в обличии женщины. И тут Осгуд выдает ставшую знаменитой фразу: “Ну что ж, никто не идеален”.
В грубом итоге “В джазе только девушки” (“Некоторые любят погорячее”) - это история людей, которые лгут и притворяются, чтобы затащить красивую девушку в постель или растрясти богача на деньги. Уайлдер заработал репутацию режиссера, который снимает мрачные и циничные картины (например, “Бульвар Сансет” или “Двойная страховка”). “В джазе только девушки” тоже можно было бы отнести к этому разряду, но не получается: в нем столько тепла и добра, что он возвышает и поднимает за собой зрителя, как воздушный шар.
Вместо того, чтобы порицать своих бессовестных и беспринципных героев, фильм заставляет проникнуться к ним уважением и симпатией, ну и немножко жалостью. Для 1959 года - это был абсолютно новый и радикальный взгляд на персонажей кино.
Можно попробовать представить, как сегодня отнеслись бы к подобному сценарию и героям? Джо и Джерри должны быть наказаны за свой обман. Душечка должна разоблачить Джо, ему придется долго вымаливать ее прощение, а зрителю наблюдать агонию и терзания героев, пока она не согласится его простить. Джо и Джерри в своих образах Джозефини и Дафны будут использованы полицией, чтобы получить признания от мафии. А Осгуду и Джерри вернут их гетеросексуальность.
“В джазе только девушки” - фильм настолько легкий для восприятия и инновационный для своего времени, что подобная дубовая чопорность его просто бы уничтожила. Когда Душечка узнает, что Джо водил ее за нос - она бросается в его объятия. Когда Осгуд узнает, что Джерри водил его за нос - он и бровью не поводит. Месседж таких сюжетных поворотов прост - нет ничего страшного в притворстве, пока вы сами в это верите. Эксперименты с примеркой новых образов могут помочь стать лучше и, возможно, счастливее. Это может помочь выжить, а если повезет, то найти человека, который примет Вас каким бы Вы ни были - идеальным или не очень.
Этот смысл, заложенный в сценарии, был очень близок создателям и актерам фильма. Многие из них заново создавали свои образы и личности в Голливуде. Сам Уальдер - эмигрант из Германии, Изи Даймонд - из Румынии. Мэрилин Монро старалась дистанцироваться от своего полуголодного прошлого в приемной семье в Калифорнии, а Тони Кертис от тяжелого детства, прошедшего на улицах Бронкса.
Из безумного фарса о двух переодетых мужчинах в бегах от мафии, фильм становится удивительно личным , даже в чем-то автобиографичным.
Давайте взглянем еще раз на сцену на пляже: она написана двумя мужчинами, которых когда-то звали Сэмюэл Уайлдер и Ицек Домнич, а сыграна теми, чьи имена когда-то были Берни Шварц и Норма Джин Мортенсон.
Шварц, который взял себе имя Тони Кертиса, играет Джо, который притворяется миллионером. Мортенсон, взявшая имя Мерилин Монро, играет Душечку Ковальчук, которая называет себя Душечка Кейн, и использует фразу, которую услышала от Джо, когда он притворялся Джозефиной. Это сумасшедшая и запутанная игра с характерами своих героев. Имена, пол, социальное положение….все можно перевернуть и перенять. Это и есть “В джазе только девушки”.
В своих мемуарах Кертис вспоминает, что для Уайлдера и Даймонда было важно сохранить эту линию в фильме. “Люди могут быть изменчивы как поп-песни 20-х годов, которые исполняли в разных стилях - кто-то любил помягче, а кто-то погорячее. Эта концепция была важна и она отразилась в названии фильма. Личность - это не застывший предмет, она может меняться в зависимости от времени, места и обстоятельств”.