Депутат Милонов решил спасти велосипедистов от самих себя. Рассказываем, почему Виталий Валентинович пытается регулировать то, в чём не разбирается.
Проект закона, который Милонов хочет внести в Госдуму, пока не опубликован, так что о его содержании мы можем судить только по публикациям в СМИ. Из них складывается такая картина: депутат считает, что в авариях с участием велосипедистов виноваты прежде всего велосипедисты. Они якобы постоянно нарушают правила дорожного движения, потому что вообще не знают этих правил. Из этого следует как бы логичный вывод: давайте заставим всех, кто хочет ездить по городу на велосипеде, сдавать тест на знание ПДД, а заодно регистрировать свои велосипеды.
#velonation обещает в ближайшие дни разобрать потенциальный проект по косточкам — ни одна глупость не должна остаться безнаказанной. А пока поговорим о том, почему велосипедисты нарушают ПДД.
ПРАВИЛА НАРУШАЮТ ВСЕ, НО КОГДА ЭТО ВОДИТЕЛЬ, ПРЕВЫШАЮЩИЙ РАЗРЕШЁННУЮ СКОРОСТЬ, МЫ НЕ ВИДИМ В ЭТОМ НИЧЕГО КРИМИНАЛЬНОГО.
Не так давно профессор университета Колорадо-Денвера Уэсли Маршалл решил изучить причины нарушения ПДД разными участниками движения и выяснил, что в этой области работают двойные стандарты. «Правила нарушают все, — утверждает учёный. — Но когда это водитель, превышающий разрешённую скорость, мы не видим в этом ничего криминального». Совсем другое дело, когда нарушитель — велосипедист. Каждый случай становится поводом для экстраполяции и многозначительных выводов.
ЛЮДИ НАРУШАЮТ ПДД ПРИМЕРНО ОДИНАКОВО ЧАСТО, НЕЗАВИСИМО ОТ СПОСОБА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ. А ВОТ ПРИЧИНЫ У ВСЕХ РАЗНЫЕ.
Маршалл решил выяснить, правда ли, что велосипедисты нарушают ПДД в силу незнания правил и криминальных наклонностей или в их поведении есть какое-то рациональное зерно. Он провёл опрос по методике «снежного кома» (изначальные участники исследования привлекали к нему своих знакомых и знакомых знакомых через соцсети) и в результате опросил 18 тысяч человек. Маршалл утверждает, что люди нарушают ПДД примерно одинаково часто, независимо от способа передвижения. А вот причины у всех разные. Оказалось, что в 70% случаев велосипедисты делают это ради собственной безопасности, а вот автомобилисты игнорируют ПДД по иной причине — чтобы сэкономить время.
Нет, это не «отмазки». В странах, где плохо развита велосипедная инфраструктура, велосипедисты находятся в промежуточном положении между пешеходами и машинами. Люди, которые утверждают, что “велосипед такое же транспортное средство как и автомобиль и на него распространяются те же правила”, явно этих правил не читали. Не имея собственного пространства на дороге, велосипедисты вынуждены приспосабливаться к этим условиям — нередко ценой нарушения правил. Вот некоторые примеры.
ПРОЕЗД НА КРАСНЫЙ СВЕТ
Велосипедисты ездят на красный по двум причинам. Во-первых, когда хотят сэкономить силы — чтобы разогнать велосипед с нуля, требуется дополнительная энергия. Результаты исследований показывают, что люди, которые садятся на велосипед из практических соображений (например, чтоб ездить на работу) готовы подвергать себя дополнительному риску, лишь бы не стоять на светофоре каждые двести метров.
Если эта причина не кажется вам достаточно уважительной, то вот ещё одна. Пункт 13.1 ПДД говорит, что «при повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает». На практике водители либо не знают этого правила (его ввели относительно недавно), либо просто его игнорируют. Так или иначе, велосипедисты, оказавшиеся в поворотной полосе, стараются от греха подальше поскорее убраться с перекрёстка.
Как это исправить? В американском штате Айдахо, в Париже и некоторых других местах велосипедистам разрешили ездить на красный свет, но есть способы лучше. Например, в Копенгагене светофоры настроены так, что человек, который движется на велосипеде со скоростью 20 км/ч, попадает в зеленую волну — это помогает сэкономить силы. Развести велосипедистов и поворачивающие автомобили помогают разумно настроенные светофорные фазы, а также велосипедные боксы — специальные зоны для велосипедистов, организованные перед автомобильной стоп-линией для безопасного перестроения из ряда в ряд.
ПОЕЗДКИ НА ВЕЛОСИПЕДЕ ПО ТРОТУАРУ
В России об этом правиле вспоминают нечасто, велосипедисты на тротуаре — привычная картина. Но закон есть закон. В ПДД однозначно говорится, что при отсутствии велодорожки, велосипедистам положено ехать по проезжей части или по обочине. И только при отсутствии такой возможности им разрешают выбираться на тротуар. Но когда машины на улице едут не меньше 60 км/ч, многие велосипедисты трактуют этот пункт ПДД в свою пользу — они считают, что ездить по проезжей части невозможно и едут по тротуару. Возможно, автомобилистов такое положение дел устраивает. Но пешеходам такое соседство часто не по душе.
Как это исправить? В 2010 году в Нью-Йорке построили велополосу вдоль Проспект-Пар-Вест, где до этого 46% велосипедистов ездили по тротуару. В результате число этих нарушителей снизилась до 4%, а доля автомобилей, превышающих скорость, упала с 74% до 20%. (В подробностях эта история описана в книге Джанет Садик-Хан “Битва за грда”) Иными словами, дайте велосипедистам собственное пространство, и они не будут мешать окружающим.
ПРОЕЗД НЕ СПЕШИВАЯСЬ ПО ПЕШЕХОДНОМУ ПЕРЕХОДУ
Правило про спешивания ввели в 2014 году, до этого ничего подобного в правилах не было. То есть мы имеем не с вековой истиной в духе “не убий”, а относительно свежей законодательной инициативой. Больше того — хотят слухи, что правило вот-вот перепишут, исключив из него переходы со светофорами. Пока его главный эффект заключается в том, что велосипедисты почти поголовно стали нарушителями. При этом ими движет то же самое желание сэкономить время и силы, что и в случае с проездом на красный.
Как это исправить? Разговоры о необходимости спешиваться, потому что “автомобилист может не заметить велосипед и не успеет среагировать”, говорит только об одном — машины в нашей стране слишком быстро ездят. Именно поэтому на перекрестках убивают не только велосипедистов, но и пешеходов. Вывод — надо снижать скорость движения и ставить светофоры на улицах, где больше четырех полос движения в обоих направлениях. На особо сложных участках нужны специальные велоперекрестки, архитектура которых помогает разделить разные потоки.
ПОЕЗДКА МЕЖДУ РЯДАМИ
По правилам велосипедисты должны ехать с правого края в правом ряду. Проблема в том, что даже при ширине полос от 3,5 метров и больше, машины умудряются устроиться впритык к бордюру, не оставляя велосипедистам ни сантиметра свободного пространства. Чаще всего такая картина наблюдается в разгар часа пик. Так что велосипедисту приходится выбирать: либо стоять в пробке вместе с машинами, либо объезжать это безобразие, используя лазейки между рядами.
Как это исправить? Поверьте, большинство велосипедистом с радостью бы ездили там, где им предписывают правила — с правого края правой полосы. Просто сделайте так, чтобы там было хотя бы полметра, свободных от машин. Чтобы этого добиться, достаточно организовать велодорожку. Велоинфраструктура вообще легко решает почти все проблемы, связанные “беззаконием” велосипедистов. И уж точно делает это куда лучше, чем экзамен на знание ПДД.
ПОЕЗДКА БЕЗ ФАР
Многие российские велосипедисты забывают купить фонари или считают, что вполне можно обойтись катафотами и прочими световозвращающими элементами. Отсутствие фонарей — действительно серьезное нарушение. При плохом освещении такой велосипедистов незаметен окружающим, и это чревато аварией.
Как это исправить? В некоторых городах, например, в Лондоне, в осенние месяцы департамент транспорта проводит информационную кампанию, напоминая велосипедистам о том, что ездить в темноте без фонарей опасно. И не просто напоминает — на самых оживленных улицах города можно встретить волонтеров, которые раздают велосипедные фонари в подарок.
ПОЕЗДКА БЕЗ ШЛЕМА
Если опубликовать в соцсетях фотографию велосипедиста с непокрытой головой, рано или поздно под ней появится комментарий с призывом оштрафовать нарушителя — без шлема ни-ни! На самом деле, в российских ПДД нет ни слова о шлемах — носить их или нет, исключительно вопрос личного выбора.
Как это исправить? Лишать автомобильных прав тех, кто утверждает обратное. Эти люди явно плохо выучили ПДД и их присутствие на дороге создает опасность для окружающих.
Фото вверху: James Schwartz.