Расскажу об автомобиле, на котором ездил первый и последний президент СССР Михаил Горбачев и первый президент России Борис Ельцин. Я не просто видел этот автомобиль, на полигоне ФСО мне довелось поездить на нем по треку. Это не та машина, которая поставлена на вечный прикол в Екатеринбурге, в центре Бориса Ельцина. Тот автомобиль был последним и произведен в 1997, а экземпляр, который увидел я, сделали намного раньше, в 1988 году.
На самом деле я побывал на полигоне ФСО, если точнее «Автомобильно–мотоциклетный клуб Федеральной службы охраны Российской Федерации» не для того, чтобы поездить и посмотреть на автомобиль, на котором передвигалось аж два президента. Я был там на занятиях школы повышения водительского мастерства. Да, есть и такие курсы, впрочем сегодня не об этом. Однако после занятий инструктор сказал мне задержаться, поначалу я не понял зачем, мне сказали, что меня ждет сюрприз. Когда из специального бокса выкатили сверкающий черным лаком ЗИЛ 41052, я не почувствовал подвоха, мало ли их было в ГОНе (гараже специального назначения). Однако, когда мне сказали, что это тот самый лимузин президентов, я честно говоря не поверил.
Но потом, увидев номер машины, убранство его салона, честно говоря, был поражен. Сначала позволю себе лирическое отступление и поведаю, что же это был за автомобиль.Всего на Заводе имени Лихачева, а вернее в специальном цехе было изготовлено 13 бронекапсул, встроенных в несущую раму. Именно они и послужили основой для лимузинов генсеков и президентов. Шестиметровый авто весил почти 5 тонн, обладал всем необходимым для комфортного путешествия. Он по идее даже от радиации мог бы защитить, хотя не знаю, не спрашивал. Как понимаете, при таком сухом весе ему были нужны специальные шины, ведь даже с прострелянными колесами ЗИЛ мог продолжать движение на высокой скорости. Еще в 90-х я побывал на московском шинном заводе, где по германской технологии на немецком же оборудование делались для них специальные шины. Состава мне никто не раскрывал, но выдержать такой вес и такую скорость может далеко не каждое колесо. Кстати под капотом стоял восьмицилиндровый мотор объемом в 7,7 литра, выдававший 315 лошадок и ускорявший сей дредноут до сотни за 13 секунд.
В салоне не было кожаной обивки и, в общем-то, ничего кроме приемника и переговорного устройства с водителем. А вот когда мне предложили завезти исполина, я этого сделать не смог. Это особая тема для рассказа, скажу лишь одно, угнать такую машину сможет только работник ГОНа. Это особая техника. Я понимаю Бориса Николаевича, который не любил этот автомобиль, и вовсе не потому, что ему претило все советское. Просто сама конструкция машины предполагала довольно длительное путешествие до заднего дивана, двери располагались посредине, а у Ельцина была больная спина и довольно высокий рост. Тяжело было ему передвигаться к сидению. Но зато, когда я сам уселся позади и меня стали водить по треку, меня поразила плавность хода этого лимузина. Кренов кузова почти не ощущалось, хоть скорость давно перевалила за 120. А вот на месте водителя я почувствовал себя совсем некомфортно. Руль, снабженный мощнейшим усилителем, был не просто пустым, а ватным, а динамика 100 в 13 секунд, казавшаяся мне поначалу смешной, вообще напугала. К счастью, машины я не разбил, и все закончилось благополучно. А впечатления остались на всю жизнь. Потом у Бориса Ельцина был аналогичный автомобиль, а потом он пересел в Mercedes с кузовом 140. Тот, кстати, так же не имел кожаной обивки сидений, да и был не пульманом, а просто удлиненной версией машины.