(2018, США)
"Мужчины все петухи; вот бы и дрались."
Достоевский. "Игрок"
А все-таки теряет Стивен Спилберг былую хватку, что есть, то есть. И как ни старается он в свои 70 лет казаться моложавым, снимая фильмы для детей эпохи компьютерных игр, да еще по популярной лит-РПГ-книжке, всё равно, выглядит Спилберг при этом довольно глуповато. Что в «Первом игроке...» выпирает едва ли не из всех щелей. Ну да, можно, конечно, заступиться за дедушку, сказав, что, дескать, таков был литературный первоисточник, а Стивен лишь бережно перенес его на экран со всеми его заскоками и несуразностями. Однако тот факт, что режиссер в упор не видел эти заскоки и несуразности, тоже не делает Спилбергу чести. Все-таки автор фильма - это уже ты, а не написавший книгу геймер. И прежде чем экранизировать поток его фантазии, желательно все же подвергнуть ее хоть какому-то логическому осмыслению.
Главная загадка фильма: для какой зрительской аудитории он предназначен? Правильный ответ вроде бы дан в абзаце выше, но на поверку не всё здесь «так однозначно». С одной стороны, имеем типично подростковую историю, где есть место всем радостям-горестям пубертатного возраста: дружба, романтика, видеоигры, игровое соперничество, дрязги с приемными родителями, первая любовь, юношеское благородство, доверчивость, наивность и обостренное чувство справедливости. Все злодеи в «Первом игроке...» откровенно злобные, а добряки - беззаветно добрые. Никаких хара́ктерных полутонов, даже ни одного гнусного предательства в сюжет не заложено. Также нет здесь кровищи и расчлененки, ни в реальном мире, ни в виртуальном (за исключением одной сцены, о которой сказано ниже). Короче говоря, ничто не очерняет кристально чистые ауры главного героя Персиваля и его друзей. То есть что у нас в сухом остатке? Типичная сказка для детей и юношества, да? А вот и нет. Уж больно многовато в этой сказке «взрослых» отсылок, явно не предназначенных для современных подростков, которые их элементарно не поймут. Например, гигантская отсылка к фильму «Сияние» (1980), длящаяся почти четверть часа. Хотите сказать, что 10-15-летним геймерам знаком этот фильм и его подробности? Ну да, кому-то знаком, но подавляющее большинство юных геймеров, уверен, даже названия такого не слышало. Однако Спилберг с фанатичным увлечением цитирует Стэнли Кубрика, как будто всерьез уверен, что зритель-подросток поймет скрытый смысл этих шуток (именно тут присутствует единственная «кровавая» сцена - та самая, кубриковская, с рекой крови, вытекающей из лифта).
Про название игровых приставок и игр 70-80-х годов, которые в фильме поминаются на каждом шагу, вообще молчу. Даже седые геймеры моего поколения с трудом вспомнят все эти доисторические Atari 2600, Adventure и Swordquest, а Спилберг выстраивает на их основе аж целые эпизоды. Причем его геймеры 2045 года отлично понимают, о чем идет речь. И более того, они знают, как играть в эти замшелые копролиты! О, да, разумеется - а люди поколения зажигалок тоже все до единого помнят, как добывать огонь с помощью трения!
Ну и совсем о грустном - о компьютерной графике, которая в фильме с бюджетом в 175 млн. $ выглядит поразительно убогой. И это в истории, где 90% действия происходит в виртуальных мирах! Нет, честно, да нынче заставки к видеоиграм рисуют на порядок качественнее и детальнее, чем нарисованы цифровые герои и декорации в «Последнем игроке». И такой эпический конфуз - у самого легендарного Спилберга, который на пару с Кэмероном является голливудским патриархом компьютерных спецэффектов! Отсюда вдвойне забавно, что действие этой картины происходит в 2045 году, когда, по идее, цифровая графика в играх станет абсолютно не отличима от реальности (да что там - она уже сегодня много где не отличима). И тем не менее Персиваль со товарищи весело рубятся в свои модные игры с графикой сорокалетней (!) давности и не жужжат. Так что берите с их скромных запросов пример, сегодняшние геймеры, пускающие слюни на дорогие видеокарты - в скором будущем вы этих девайсов в магазинах уже не найдете.
***
В общем, представьте, что вы рассказываете своему ребенку сказку о царевне-лягушке, в которой Иванушку-дурачка иногда заносит в сюжеты книг Хэмингуэя, а Кощей считает свои богатства с помощью ЭВМ первого поколения. Что смешного? Вон, Стивен Спилберг искренне думает, что это вовсе не бред, а абсолютно нормальная история, которую он даже не прочь экранизировать.
Ну и кто мы такие, чтобы с ним спорить?