Немного цифр, чтобы понять реальную картину: на конец 2017 года в России 943 999 человек живет с ВИЧ-инфекцией. Официально. Мы понимаем, что реальная цифра выше, минимум в 1,5 раза, а вероятно даже больше. Кажется, что не так много – всего миллион или два на 147 миллионов? Однако не нужно забывать, что заболеваемость в разных возрастных группах не однородна. Среди людей 25-29 лет — это около 1%, а вот среди тех, кому за 30, но меньше 35 — уже почти 2%, в возрасте 35-39 лет — 2,5%. От 40 до 44 лет — 1,5%…
Представим себе утреннюю маршрутку, в которой едут на работу преимущественно молодые мужчины среднего и молодого возраста: водитель, дюжина мужчин и четверо женщин. Пока не во всех, но в очень многих городах российской федерации ситуация такова, что с высокой долей вероятности можно утверждать, что в этой условной маршрутке едет один-два человека с ВИЧ-инфекцией. Последние два года более 100 000 россиян ежегодно приобретают ВИЧ-инфекцию, это целиком все население такого города, как Арзамас или Реутов. Вы всегда были уверены, что ВИЧ — это проблема потребителей инъекционных наркотиков? Начиная с 2002 года доля таковых в структуре заболеваемости неуклонно падает, а сегодня более половины случаев передачи ВИЧ-инфекции в России — половой путь, и этот путь передачи продолжает расти. Потому мы будем говорить именно о сексе.
Если вы не знаете статуса ваших партнеров и практикуете незащищенный секс – вы в большой опасности, и скорее вопрос времени, как долго вас будет обходить стороной ВИЧ-инфекция. Если вы не знаете и своего статуса — самое время выяснить.
А вот если ваш партнер ВИЧ-позитивный и вы знаете об этом, то скорее всего вы в большей безопасности, чем те, кто практикует незащищенный секс и не знает статуса партнера или партнеров. Во всяком случае, если вы пользуетесь презервативом, а вы им скорее всего пользуетесь, то вы предельно высоко защищены. Вот только презерватив не является 100% надежной защитой. Нет, он действительно всегда защищает от ВИЧ и абсолютно надежно. Ненадежны не презервативы, а люди. Люди выбирают презервативы неверно, их используют не так, они рвутся, они сползают, не поверите — иногда их покупают, достают и даже открывают, но… в пылу страсти, а чаще под влиянием употребленного забывают надеть. И это не говоря о всяких более экзотических ошибках использования. Все это можно обобщить понятием «аварийная ситуация», ситуация, когда что-то пошло не так. Рано или поздно она происходит в любой паре, которая практикует секс.
Хорошая новость заключается в том, что сегодня есть минимум два пути не переживать по поводу подобных ситуаций и многих других. Накопленные в масштабных исследованиях данные позволяют уверенно сказать следующее: «если человек с ВИЧ получает эффективную антиретровирусную терапию, которая в течение полугода или более подавляет его вирусную нагрузку до уровня менее 50 копий РНК ВИЧ в мл плазмы крови, то даже незащищенный секс не несет измеримых рисков для партнера, а скорее всего равен нулю». Этот постулат получил на Западе сокращенную формулировку Undetectable = Untransmittable (неопределяемая = не передаваемая), или сокращенно U=U.
Второй путь – доконтактная профилактика для ВИЧ-негативного партнера. Использование доконтактной профилактики ВИЧ в условиях клинических исследований снижает передачу ВИЧ от 42% (исследование iPrEx) до 86% (исследования PROUD и IPERGAY). Да, не так надежно, как первый путь, но в реальных условиях при правильном использовании – чрезвычайно надежно. С чем же связаны неудачи доконтактной профилактики? Обычно это сумма факторов: крайне высокая вирусная нагрузка, воспалительные/венерические заболевания, травматичные практики секса, а главное – пропуски приема препарата для профилактики.
А что если комбинировать первый и второй вариант? Случаев передачи инфекции в таком варианте не было зафиксировано, теория и расчеты показывают, что это скорее всего вовсе невозможно.
Так почему же специалисты используют осторожные формулировки вроде «не несет измеримых рисков для партнера, а скорее всего равен нулю»? Или ноль, или не ноль. Нет, не ноль. Среди многих и многих тысяча людей, которые практиковали секс с партнером, который длительно и стабильно достиг неопределяемой нагрузки ВИЧ в плазме крови, были, есть и будут те, кто все же не достиг целевых показателей, или же это было не столь длительно, как требовалось. Надежные методы в руках ненадежных людей – такова жизнь.
Впрочем, факты все же таковы, что ответственная пара в реальном мире, где один из партнеров ВИЧ-позитивный, при регулярном наблюдении и под руководством грамотного врача может быть уверенной в том, что при соблюдении всех необходимых условий можно зачать ребенка естественным путем абсолютно безопасно. Может быть уверена в том, что при соблюдении всех условий, оральный секс не несет никаких рисков, и в том, что никакие аварии с презервативом не будут поводом и для малейшего беспокойства.
Так при чем тут 7 вещей, что упомянуты в заголовке? Такой заголовок нам рекомендовал один маркетолог. К сожалению, у нас нет рекомендаций по безопасному сексу с маркетологами.
ВИЧ-инфекция в Российской Федерации в 2017 г. Справка Федерального Центра СПИД.
The Power of Undetectable. Canadian AIDS Treatment Information Exchange. CATIE.
CDC Letter 27 сентября 2017. cdc.gov.
NIH - 11/17- Viral Suppression Fact Sheet. NIAD.
U=U Taking Off in 2017. The Lancet - 11/17.
U=U Resources. New York City Department of Health. nyc.gov.
Viral Load Suppression Explainer. UNAIDS.
Подписывайтесь на наш канал