Чтобы написать или рассказать историю, не нужно быть Паустовским или Набоковым. Каждый может рассказать историю, которая ему нравится. Подражайте тем, кто уже пишет рассказы, романы и сценарии, вдохновляющие вас.
Внизу статьи есть файл, который можно скачать, чтобы писать истории по образцу.
Но рекомендую сначала прочитать эту статью!
Большинство историй строится по одной простой схеме, которую можно разложить на 6 этапов:
Этап 1. Привычная жизнь героя
Начните историю с важных фактов, которые читатель должен знать о герое рассказа.
В этой части герой обычно рисуется в его обычной среде обитания. Показываются его сильные и слабые стороны. Здесь же мы можем узнать о тайнах, которые скрывает герой. Так же мы узнаём привычные реакции героя на окружающий его мир.
Первый этап — фундамент истории. Привычный мир героя может быть одним из двух:
— Мир комфорта. Герой живет жизнью, которая ему нравится, которую он не собирается менять («Хоббит», «451 градус по Фаренгейту», «Гуси-лебеди», «Бойцовский клуб»).
— Мир дискомфорта. Герой живет жизнью, которая его угнетает. Ему тесно и неприятно существовать в этом пространстве, ему всегда хочется чего-то другого («Матрица», «Невероятные приключения Уолтера Митти», «Храбрая сердцем», «Гарри Поттер»).
Совет:
Хотите знать больше о том, как писать истории? Читайте подборку 365 приёмов для писателей → https://dzen.ru/suite/9b374ab1-a251-4a86-88a8-0cd9adbe9fd8
Этап 2. Появление сторонних сил или обстоятельств и выход за пределы обыденного
Здесь мы рассказываем, почему герой решился что-то поменять в жизни.
В мир героя вторгаются возможности или проблемы. Сначала герой не может или не хочет воспользоваться возможностями, но потом у него появляется мотив или необходимость покинуть привычный мир.
Жил да был обычный офисный служащий, который по ночам превращался в хитрого хакера (это первый этап истории), но вдруг он оказался какой-то важной шишкой. За ним стали охотиться спецслужбы и тайная хакерская организация, считающая его Избранным. Он сначала ото всех отнекивался, пытался продолжать обычную жизнь, но всё-таки выбрал нужную пилюлю и оказался в абсолютно новом мире. Так заканчивается второй этап истории.
— Таков сюжет фильма «Матрица».
Жили-были дед да баба и была у них Курочка Ряба (первый этап), но вот однажды снесла курочка яичко, да не просто, а золотое. Решили они это яичко разбить. На этом заканчивается второй этап истории.
— сказка «Курочка Ряба»
В пригороде Лондона жил обычный мальчишка, сирота. Жил он в семье своей тёти. В семье его не ценили, запирали в чулане под лестницей. Подарки не дарили. Это первый этап. Но вдруг стали приходить письма о том, что мальчик-то не обычный. Что он вроде как волшебник. Но семья не оценила и спряталась от писем, чтобы мальчик не уехал учиться волшебству. А потом пришёл большой и добрый великан Хагрид и сказал он Дурслям: «Почему вы мальчика не пускаете? Он же волшебник, как и его родители!». А мальчик не поверил: «Я волшебник? Не может быть». И всё-таки пошёл с Хагридом. Так заканчивается второй этап истории.
— «Гарри Поттер и Философский камень»
Этот этап состоит из четырёх ступеней:
— призыв к странствиям (гуси-лебеди украли братца, нужно бы пойти его спасать, или — принцессу Лею захватила Империя, Люк, мы без тебя её не спасём, или — Нео, мы покажем тебе настоящий мир),
— отвержение призыва или возникновение препятствий (не могу я летать по галактикам и спасать принцесс, у меня картошку садить надо, или — что вы мне байки рассказываете? я и так живу в реальном мире, я-то думал вы хакеры, как и я, или — отвержение призыва может быть внутренним, когда страшно бежать за гусями-лебедями, но это может не показываться),
— согласие или преодоление препятствий (тётю и дядю убили злые имперцы, надо им отомстить, освободить принцессу Лею и навсегда уничтожить Империю, или — дедушка с бабушкой вернутся, увидят, что я Иванушку не уберегла и накажут, поэтому побегу спасать, или — эти безумные агенты сделали так, чтобы у меня рот слипся и засунули мне в живот робота, мне нужно валить из этого мира!),
— преодоление первого порога, который отделяет старый мир от нового (выбрать пилюлю и через зеркало переродиться в новом мире, или — проехать через пост имперских штурмовиков, воспользовавшись джедайскими способностями Оби-Ван Кеноби, или — просто убежать от родного дома в неведомые дали за лебедями).
Этап 3. Приобретение знакомств и нужных навыков для жизни в новом мире
Теперь нам нужно показать, как герой делает первые робкие шаги в новом для него мире. Рассказать, кто ему в этом помогает. Помощниками могут быть как люди, так и книги.
Герой знакомится с возможными помощниками. Учится чему-то новому, что поможет ему прижиться в новом мире. Проходит учебные испытания.
Нео знакомится с командой корабля Навуходоносор. Учится входить в Матрицу. Учится жить в новом мире, питаться здешней едой. Учится прыгать по небоскрёбам. Учится драться. Когда обучение заканчивается, его ведут к Пифии — вот где настоящая проверка. Пифия говорит, что он — не Избранный. Затем обнаруживается, что в рядах Навуходоносора завёлся предатель — он убивает половину команды. Морфеуса захватывают агенты. Нео кое-как выходит победителем.
Во многих фильмах первую часть этого этапа любят показывать монтажными склейками: вот герой бежит по тренировочном полю, вот у него ничего не получается, он падает в грязь, а вот он тренируется по ночам, а вот уже бежит не хуже остальных и в итоге прибегает самым первым.
А если он никак не тренируется, то в этой части его ждёт череда знакомств.
В фильме «Брат», Данила Багров сначала знакомиться с продавщицей дисков, потом с Немцем, потом с любительницей кислоты Кэт и ещё «знакомится» со своим братом, а в финале этапа ещё и с водительницей трамвая. Все они — помощники для адаптации в новой жизни, в его цели разбогатеть и стать полноценным городским жителем.
Вторая часть этапа — проверка полученных навыков в реальной жизни. Не всегда удачная. После этого герой приближается к реальной своей цели. Он оказывается в том самом месте, куда мечтал попасть.
Этап 4. Испытание, которого так долго ждал, и заветная победа
Расскажите о том, как герой получил то, о чём мечтал.
Герой попадает в то самое пространство, где состоится его главное испытание (он думает, что это самое главное испытание). В этом испытании ему помогут полученные навыки. И он побеждает.
Вот представьте, что вы пишете сочинение. Вы уже пять раз попили чай и поиграли с котом. И вот вы всё-таки сели дописывать сочинение. Финишная прямая и вы наконец его дописали. Вот эта финишная прямая — и есть четвёртый этап вашей истории. Скорее всего. Во всяком случае у этого парня было именно так:
В «Матрице» Нео устраивает перестрелку в небоскребе, где заседают агенты. Он пользуется умением бегать по стенам и прыгать через небоскребы. Умением драться и метко стрелять в прыжке. В результате он вызволяет Морфеуса. Победа!
Этап 5. Момент осознания тщетности победы
Расскажите, почему победа была неполной.
Это один из ключевых моментов хорошей истории. Герой понимает, что хоть он и добился победы, вкус у неё горький. И вообще ею не хочется наслаждаться.
Тот самый момент, когда девушка уходит от спортсмена, несмотря на то, что он занял первое место в олимпийских играх.
Или ты спас принцессу, а Империя до сих пор живёт и собирается взорвать целую планету, где ты хотел спрятаться.
Или твои собственные братья убили тебя и забрали молодильные яблочки.
Нео отправил Морфеуса в реальный мир, но сам застрял в Матрице. Ему приходится бежать, как кролику от стаи собак. В итоге он встречается с агентом Смитом лицом к лицу. Сражается. И погибает.
В том видео, которое есть выше, герой узнаёт, что написал эссе не на ту тему. И у него есть всего несколько минут, чтобы переписать эссе.
Этап 6. Настоящая победа, которая заставляет героя выйти на новый уровень
В зависимости от жанра, здесь могут быть разные варианты.
— Герой вдруг находит тайный источник силы внутри себя. И с помощью него побеждает врага. Как Нео вдруг возрождается и становится настоящим Избранным.
— Источник силы оказывается в руках у помощников героя. Например, живая вода, которая воскрешает героя.
— Герой хоть и испытывает горечь, он кое-что понимает. Делает для себя и нас полезный вывод. «Город — это злая сила. Если сильный человек приезжает в город, то город забирает его силу». Поэтому Данила Багров уезжает из города «злой силы».
***
Сохраните себе вот эту табличку → (перейдите по ссылке, нажмите «Файл», затем «Создать копию», либо «Скачать как xlsx»). Затем в колонке «Ваша история» распишите историю, которую хотели бы рассказать. Это станет скелетом вашей истории. Так написать рассказ будет гораздо проще.
Хотите знать больше о том, как писать истории?
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал «Автор идеи»
Поставьте Большой палец вверх, если вам понравилась публикация и поделитесь ею со своими друзьями!