Продолжая работать на заводе Эдисона, Генри Форд приступил к проектированию и созданию второй машины. Но вскоре уволился и обратился к группе бизнесменов с предложением финансировать его проект. Предприниматели выделили ему 10 000 долларов на создание десяти автомобилей.
Форд считал, что первый автомобиль, созданный им, был практически идеальным. По его мнению, оставалось только усовершенствовать систему карбюрации. На это и были потрачены все деньги, после чего компания обанкротилась.
Чтобы привлечь внимание публики, Форд собрал гоночный автомобиль и бросил вызов Александру Уинтону, самому известному гонщику того времени. Участвуя на своем автомобиле, Форд выиграл гонку в Гросс-Пойнте, обогнав Уинтона почти на милю. После этой победы ему удалось собрать деньги и открыть новую компанию. 23 ноября 1901 года Генри Форд продал 6000 акций номинальной стоимостью десять долларов каждая.
К этому времени выросла конкуренция. Появилось несколько других компаний, производящих автомобили. Форд страдал из-за задержек, постоянно возникающих в производственном процессе, в результате чего произошел конфликт с акционерами, и предприятие обанкротилось.
Отсутствие успеха в производстве универсального средства передвижения вызвало у Форда разочарование в этой затее, и он решил вернуться к созданию гоночных автомобилей. Его первый автомобиль Ford Arrow разбился во время гонки в сентябре 1903 года. Гонщик Фрэнк Дэй, бывший за рулем, погиб. Второй автомобиль Ford 999, управляемый Барни Олдфилдом, имел большой успех. 12 января 1904 года Генри Форд установил новый мировой рекорд скорости для автомобилей, проехав на Ford 999 со скоростью 91,37 миль / ч (147,05 км / ч).
Александр Малькольмсон, детройтский дилер угля, был очень впечатлен Ford 999 и решил инвестировать крупную сумму денег в автомобильное производство Генри Форда. Также он убедил поддержать Форда некоторых своих друзей, и вскоре набралось уже двенадцать акционеров. Стартовый капитал, собранный ими, составил 28 000 долларов. Так было создано предприятие Ford Motor. Форду и Малькольмсону принадлежало более 50 % акций компании. Помня о бывших неудачах Форда, Малькольмсон настоял на том, чтобы должность менеджера на предприятии занял один из акционеров Джеймс Кузенс.
В новой компании Форд приступил к созданию Model T. Он сказал своим инвесторам: "Я сделаю автомобиль для всех людей. Он будет достаточно большим, чтобы в нем могла разместиться семья, но и достаточно маленьким, чтобы управлять им мог 1 человек. Он будет сделан из самых хороших материалов самыми хорошими работниками, а конструкция его будет простейшей из тех, которые разработаны в современной технике. И цена его будет низкой, чтобы каждый человек с хорошей зарплатой мог купить его и получать удовольствие вместе со своими близкими, проводя время на природе".
В 1903 году у всех автомобилестроителей начались проблемы. Это было связано с тем, что еще в 1895 году Джордж Болдуин Селден получил патент на бензиновый двигатель, предоставляющий ему право требовать плату с производителей автомобилей. Чтобы защитить себя, владельцы автомобильных фирм сформировали Ассоциацию и договорились об отчислении обладателю патента процента с выручки от каждого проданного автомобиля. Форд отказался присоединиться к организации и стал добиваться того, чтобы патент признали недействительным. На это у него уходило около 2000 долларов в неделю.
Первый автомобиль Model T покинул завод 27 сентября 1908 года. Его собрали вручную. Продан он был за 825 долларов и стал самым дешевым на рынке. Производство было небольшим. В течение первого месяца сделали всего одиннадцать автомобилей. Ранние продажи были обнадеживающими. Чтобы их увеличить, Форд использовал различные маркетинговые методы. Его отдел рекламы следил за тем, чтобы о Model T писали все газеты.
В 1909 году Форд произвел уже 10 600 автомобилей, и его компания получила годовую прибыль более миллиона долларов. Продажи были настолько хороши, что его завод Piquette не мог уже удовлетворять спрос. Поэтому Форд решил перенести производство на специально построенный завод Highland Park Ford. На момент открытия это было крупнейшее предприятие с производственными площадями более 120 акров.
В 1910 году состоялся очередной судебный процесс, оставивший "правду" за Селдоном. Но Форд не отчаивался: "Говорят, что у всех есть своя цена, но я могу заверить вас, что у меня, главы Ford Motor Company, нет цены, которая заставит меня вступить в Ассоциацию." Но несмотря на это, период оказался очень сложным для Форда. Продажи упали. Дилерам было запрещено продавать "нелицензированные автомобили". Так продолжалось до тех пор, пока апелляционный суд Соединенных Штатов не вынес окончательный вердикт, останавливающий действие патента Селдена.
В 1913 году завод Highland Park Ford стал первым предприятием в мире по производству автомобилей, реализовавшим сборочную линию. Первоначально для сборки автомобиля Model T требовалось 14 часов. Улучшив методы массового производства, Форд сократил время до 1 часа 33 минут. Это снизило общую стоимость каждого автомобиля и позволило уменьшить цены на другие автомобили на рынке. Между 1908 и 1916 годами цена Model T упала до 360 долларов. К этому времени 50 % всех автомобилей в мире было сделано Фордом. Хорошие продажи привели к тому, что в 1917 году Форд прекратил тратить деньги на рекламу.
Продолжение следует.
Генри Форд. Часть 1. Как был сделан первый автомобиль.
Генри Форд. Часть 3. Как промышленник стал антисемитом.
Генри Форд. Часть 4. Идейный вдохновитель Гитлера.
Генри Форд. Часть 5. Теория еврейского заговора.
Генри Форд. Часть 6. Как отнеслась общественность к антисемитской кампании Форда?
Генри Форд. Часть 7. Кого финансировал Форд во время Второй мировой войны?
Спасибо за то, что прочитали статью! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.