Найти тему
Автобаза

ЗИС-5 Автомобиль Победы

Народный трехтонный грузовик, абсолютно не прихотливый в эксплуатации и очень легкий в ремонте, за это и был любим водителями, солдатами и производителями. Сами понимаете, не каждый грузовик будут называть по имени отчеству просто так, за красивые фары. В период с 1941 по 1945 годы, было выпущено почти сто три тысячи единиц на заводах Москвы, Миасса и Ульяновска. А первые образцы сошли с конвейера в далеком 1933 году, и сразу после прохождения испытаний, в декабре этого же года были запущены в серию, вместе со своим собратом ЗИС-6. В первые месяцы войны, Московский автозавод ЗИС продолжал выпускать автомобильную технику, и складывалось впечатление, что фашистское вторжение существенно не изменит сложившийся уклад и жизнь завода. Но уже осенью сорок первого года, в связи с приближением линии фронта, заводчанам поступила команда эвакуировать производство в кратчайшие сроки. Оборудование для автопроизводства было отправлено за Урал, в города Шадринск, Ульяновск, Миасс. Именно здесь начались работы на оборонную промышленность страны. В труднейших условиях производилась стройка и монтаж оборудования на новых местах, начинать пришлось с нуля, а монтаж оборудования производили в недостроенных помещениях. Зато уже в апреле сорок второго года, предприятие в г. Миасс начинает выпускать коробки передач и двигатели для любимого автомобиля ЗИС-5, а Шадринский автоагрегатный завод налаживает серийный выпуск карбюраторов, радиаторов, а также прочих комплектующих, для системы питания и охлаждения. Ульяновский завод начинает сборку Захаров, но уже после реэвакуации оборудования в Москву, остатки сборочных линий передают в Миасс. И опять здесь начинается большая стройка, по завершении которой, Миасский автомоторный завод преобразуют в автомобильный. Коснулись изменения и Захара Ивановича. В целях экономии материалов, а так же в связи с дефицитом комплектующих, конструкция автомобиля была упрощена и получила индекс ЗИС-5В (временный).

ЗИС-5В
ЗИС-5В

Многие считали, что буква «В» означает военный, но в архивах существует документация, доказывающая именно временную модификацию автомобиля. Кабина этой версии полностью собиралась из дерева, а крыша была обшита брезентом и прокрашена масляной краской, из основания сиденья убрали пружины, кузов стал цельнодеревянным, что в итоге позволило сэкономить порядка 120 кг. металла на одной единице техники. В общепромышленных масштабах это выглядело очень весомо, учитывая, что металлургические комбинаты на тот момент находились на территории, захваченной немецким войсками. После введения всех упрощений, включая отказ от передних тормозов и компрессора для накачки шин, запас прочности у машины все равно был хороший. До капитального ремонта она могла проехать до 70 000 км., ну а в случае поломки, ремонтировалась в полевых условиях. Все хорошо осведомлены о боевых заслугах Захара, но есть и другие эпизоды из его жизни. На базе ЗИС-5 выпускалось огромное множество надстроек. Его использовали как летучку, передвижную авторемонтную мастерскую, бензозаправщик, санитарный автобус . Ввиду высокой грузоподъемности, а он брал на борт до пяти тонн, вместо заявленных трех, активно использовался службами материального обеспечения. На его платформе перевозилась передвижная пекарня, с автономной системой электроснабжения и быстро сборным оборудованием. Производительность такого хлебозавода, около 10 000 шт. за сутки. Как известно, хорошее обеспечение значительно повышает боеспособность армии. Несомненно, в этом была еще одна немаловажная заслуга Захара Ивановича, что дает неоспоримое право называть его автомобилем Победы!

Подписывайтесь на канал "Автобаза СССР", ставьте лайки, делитесь информацией с другими любителями советской техники! С уважением, завгар автобазы.