От «Скованных одной цепью» до «Последнего письма» через «Взгляд с экрана» и «Прогулки по воде»
В отличие от некоторых культовых российских рок-групп, таких, например, как «Машина времени» или ДДТ, «Наутилуса» в его привычном, «классическом» состоянии и составе давно не существует. Но песни остались и по-прежнему любимы. Кому-то, возможно, запомнились именно эти.
«Скованные одной цепью»
Для 1986 года, когда перестройка еще не началась – почти откровенный призыв к коренным изменениям в общественно-политической жизни. И не просто под лозунгом «Мы хотим перемен!», а с указанием того, почему это надо. А потому что здесь нищие молятся на то, что их нищета гарантирована, все скованны одной цепью и связанны одной целью, выше голов находится зад и, возможно, еще найдутся и те, кто однажды придут за тобой.
«Шар цвета хаки»
Можно, конечно, попытаться объяснить смысл песни просто нежеланием служить в армии и тратить лучшие годы молодости на такое времяпрепровождение или просто нежеланием стричься наголо. Но есть в песне еще и попытка выступить против любого насилия и против любой агрессии. Потому что кто-то главный, кто всегда рвет в атаку, уже приказал наступать на лето и готов спалить небо и сделать весь земной шар цветом хаки.
«Взгляд с экрана»
Вроде бы – история о том, как для обычной девушки из безликого советского города среди серых буден единственным смыслом жизни и хоть каким-то утешением становится фотография на стене Алена Делона, который очень сильно в лучшую сторону отличается от окружающих девушку парней – уже хотя бы тем, что не пьет одеколон. На самом деле – напоминание о том, что кроме мрака и безысходности есть все же настоящая жизнь.
«Прогулки по воде»
Похожа на прямой пересказ библейского сюжета об апостоле Андрее, который был рыбаком вместе с братом и которым Иисус предложил: «Идите за мною, и я сделаю вас ловцами человеков». Однако, возможно, все еще сложнее и трагичнее. По Библии Андрей сразу пошел за Христом. В жизни, как и в песне, чтобы суметь идти за Христом, надо многое вытерпеть: в том числе – повисеть на кресте, под которым десяток солдат.
«На берегу безымянной реки»
Бутусов признавался, что эта песня про его родную реку Исеть. Только родная река из детства и юности может быть одинаково дикой и тихой, безмятежной и медленной, и течь она может одновременно в дебрях чужих и в теплых лесах. И воды ее священны. И только здесь можно жить в маленькой хижине с той, чьи движенья очень скоро станут плавными, а походка и жесты осторожны и легки. А еще река поможет, если случится беда.
«Титаник»
Песня о катастрофе всемирно известного корабля. И, естественно, не только об этом. А еще о неразберихе, бессмысленности, царящей вокруг в 90-е годы, когда никто не хочет замечать грядущей беды, хотя крысы уже покидают корабль, потому что он скоро потонет. Впереди встает стеной холодный арктический лед, акулы глотают слюну, предвкушая грядущее пиршество, но никто не хочет и думать о том – «Титаник» плывет.
«Крылья»
Песня-сожаление о том, что потеряно в 90-е годы. И не только главной лирической героиней – всем поколением. Все что-то потеряли на этой безумной войне. И теперь хочется плакать от боли или забыться во сне. А потерянные крылья символизируют собой все – мечты, надежды, любовь, свободу, непосредственность. На смену этому пришли деньги. Но наступит момент, и мы погибнем без этих крыльев, которые нравились нам.
«Эта музыка будет вечной»
Слова «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки» выбраны в качестве эпитафии, написанной на памятнике Илье Кормильцеву, автору текста песни. И это многое объясняет. Есть в жизни что-то представляющее ее высшую ценность. Например, творчество, музыка, песни. И есть все остальное – обыденное и приземленное. И есть множество всяческих неприятностей, которые надо преодолеть. Заменить, например, батарейки.
«Я хочу быть с тобой»
Одна из самых красивых и романтичных композиций о любви. При которой готов резать свои пальцы за то, что они не могут прикоснуться к твоей любви. От которой невозможно уйти. Даже если пьяный врач уже сказал, что объекта твоей любви больше нет, а пожарный выдал справку, что и дом, где жила любовь, сгорел, и даже, вроде бы, и имя, и глаза у твоей любви стали другими. Все равно: «Я хочу быть с тобой! И я буду с тобой!».
«Последнее письмо»
С тех пор, как исполнение этой песни в 1986 году фактически положило начало «наутилусомании», именно этой композицией группа на протяжении многих лет заканчивала этой песней все концерты. Неслучайно она стала одной из самых знаменитых, узнаваемых и любимых песен «Наутилуса». А, казалось бы, всего-то, по словам Бутусова – «прощанием с детскими впечатлениями и с Америкой как мифом". А не все так просто!