Год от года на улицах Екатеринбурга множатся киоски с турецким кушаньем быстрого приготовления. А между тем, гастрономы предлагают новые изыски. Сможет ли греческое блюдо вытеснить самый популярный стритфуд?
Если вам кажется, что шаурма — это верх всего межгалактического стритфуда,то впереди вас ждет великое множество прекрасных и вкусных открытий. Достаточно просто оглянуться и увидеть, какая необычная еда появляется на улицах Екатеринбурга.
Биография гироса
В конце прошлого года в столице Урала появились места, где вместо привычного мяса в лаваше, можно попробовать венец греческого стритфуда — гирос. Это почти как шаурма, только с большим количеством нюансов. Главным из них является то, что гирос одет в питу, а не лаваш. Это значительно добавляет блюду в сытности и сочности. Соус дзадзики, который одинаково любим как на тбилисских улочках, так и в пригороде Афин,позволяет овощам и мясу навсегда слиться в крепких объятиях. Традиционное добавление жареной картошки превращает гирос в полноценный комбо-обед, о котором только можно и мечтать.
В Греции гирос любят все: бедные и богатые, школьники и студенты,профессора и клерки, домохозяйки и чиновники. Ежедневно греки массово стремятся в ближайшие точки стритфуда, называемые сувладзидико, чтобы угоститься любимым блюдом. Должно быть, поэтому мировые франшизы по типу «Макдональдса» потерпели поражение в борьбе за греческие желудки. Ведь гирос с легкостью уложит Биг-мак на лопатки еще в первом раунде, если устроить им очную встречу. Как по вкусовым, так и по содержательным показателям.
Чтобы окончательно влюбить вас в это блюдо, отметим, что в греческих закусочных к гиросу или его двоюродному брату сувлаку (греческий шашлык — прим. автора), всегда можно взять прохладного вина в стеклянном кувшине или симпатичных жестяных кружках.
Мы устроили тест-драйв греческого шаурмозаменителя и покормили гиросом его потенциальных потребителей — студентов Уральского федерального университета.
Вадим, студент УрФУ, гирос с ростбифом (370 рублей):
— Не буду лукавить, было вкусно. Я не специалист в степенях прожарки мяса, но если закрыть глаза и откусить, то ростбиф очень сочен и приятен по ощущениям во рту, это запоминается. Мне показалось, что гирос был несколько пересолен за счет картошки. Все вместе выглядит как бутерброд с большим количеством начинки. Соус я толком не прочувствовал, но зато уловил свежесть помидоров. С утра толком не ел и могу сказать, что это достаточно сытное блюдо.
Единственное, что мне не понравилось — его совершенно неудобно есть! Если ты где-то между парами торопишься, и тебе надо быстро перекусить, то это не та еда, которую ты сможешь есть на ходу. По пути можно растерять половину начинки, да и испачкаться. Если сравнивать с шаурмой, то она выиграет у этого гироса в цене и удобстве. Ростбиф прекрасен, но разница не настолько фундаментальна, чтобы так переплачивать.
Настя, студентка УрФУ, гирос с курицей (200 рублей):
— Только за лепешку готова поставить максимальный балл – мягкая,воздушная и очень вкусная. С первого же съеденного кусочка хочется укусить еще и еще. Курочка хороша, но не феерит, очень просто и по-шаурмечному. Удобно держать, потому что один из краев замотан бумагой, которая не дает содержимому сбежать. Не могу выделить какой-то один из элементов начинки, нет яркой ноты, но все вместе достаточно вкусно. Лучше и сочней,чем шаурма, да и, пожалуй, сытней.
Своими руками
Увы, но в домашних условиях гирос вы никогда не сможете приготовить, если у вас, конечно, не завалялся где-нибудь на антресолях кухонный вертел для мяса. Альтернативой может стать домашний сувлак в лаваше или пите, но это уже совсем другая история.
Тем не менее, предельно доступным является рецепт волшебного эллинского эликсира под названием дзадзики.
Ингредиенты:
Мелконарезанный огурец
Стакан натурального йогурта
Несколько листиков мяты
Порезанная мелко веточка укропа
Порезанный зубчик чеснока
Столовая ложка оливкового масла
Чайная ложка лимонного сока
Соль — по вкусу
Измельчить и размешать!
Ресторанная экспертиза
О перспективах гироса и его способности вытеснить с улиц Екатеринбурга шаурму и хот-доги мы спросили профессионального повара Шакира Юлдашева.
— Любая еда, будь это хоть гирос, хоть котлеты, должна быть понятна покупателю. Вкус и приемлемая цена в такой ситуации становятся залогом успеха. Если это еще и оформлено прикольно, а за прилавком стоят молодые ребята с современным подходом, а не лица из ближнего зарубежья, то это может выстрелить.
Я пробовал гирос в «Сувлачной» на Мамина-Сибиряка. Поначалу мне показалось интересно, а когда пришел во второй раз, было уже не так. Сухенько, скупенько. Не скажу, что у нас готовят аутентичный продукт. Все-таки гирос — это Греция, а у нас он потерял национальную окраску. Они пихают внутрь все что угодно, хоть курицу, хоть рыбу, хоть ростбиф. Настоящая кухня там, где есть традиции. Спросите у этих ребят, делали ли их бабушки, родители или дяди-тети у себя дома гирос? Есть ли у них генетическая память и понимание продукта? Конечно же, нет.
В такой ситуации давайте не путать туризм с эмиграцией. Либо ты делаешь бизнес, либо удовлетворяешь свой гастрономический интерес.
На одном интересе долго не протянешь, если не будет монетизации. Именно поэтому человек иногда открывает условную «сувлачную», потом закрывает ее, и вот уже вынашивает идею «чебуречной». Если гирос зашел в Сочи,далеко не факт, что он зайдет и у нас. В тех краях люди как саранча, они налетают и сметают все. Впрочем, как и москвичи, которые достаточно непритязательны в еде. То, что они зачастую хвалят — это чистый силос. Ритм жизни обязывает.
В шаурме же нет ничего необычного — это просто жареное мясо, завернутое в хлеб. Я иногда ем ее и даже готовлю. А вот сербскую плескавицу, которую мне как-то пиарили, я попробовал и могу сказать, что, по-моему, это фигня какая-то. Может, не повезло с поваром.
Российского стритфуда не существует, поскольку русская кухня умерла еще при советской власти. Поэтому мы кланяемся «Макдональдсу» и шаурмячным. Предпосылки к воскрешению есть, но во всех странах этим занимались принцы, президенты или другие органы власти. Если поставить национальную идею и задачу, то мы сможем вернуться к истокам.