Сложные навыки вырабатываются вследствие сложных занятий…
Часто слышу следующее — «Нужен опытный руководитель!» Или — «Нужен «опытный руководитель из сферы такой-то».
С ценностью знания специфики той или иной сферы могу согласиться (важен для компаний новых на рынке), хотя именно управленческие качества должны быть самым весомым критерием (руководитель должен исполнять администативные функции или делегировать их).
Что означает «опытный руководитель»?
Что такое “опыт руководителя”?
Какие критерии у «опыта»?
Как оценить опыт?
Опытный водитель — это водитель проехавший «много». Чем большее время человек находился за рулем, тем больше опыта он имеет, ибо сама дорога и постоянно меняющиеся на ней условий, подразумевает возникновение многих неожиданностей и различных ситуаций.
А что если этот водитель ездил 30 лет по одному и тому же маршруту, длиной не более 3 км и никогда не выезжал за пределы одного округа (есть примеры из жизни)?
Его назвать опытным не поворачивается язык.
Популярно мнение, что человек отработавший («отсидевший») на одной должности (в неразвивающейся компании) 3-4 года, является более опытным, чем тот, кто проработал не более 2-х лет.
Это так, если он непрерывно формировал новые и разноплановые задачи и работал над их исполнением, или внешние силы (рынок, руководители) подбрасывали ему новые «вызовы».
Как часто такое встречается в реальной жизни?
Достигая комфортного состояния, 95% людей предпочитают «застывать на месте». А много ли потом анализирует свои «годы упорного труда»?
Стаж, воспринимаемый многими, как опыт, на самом деле опытом не является. Стаж 5 лет может быть опытом одного года повторенным еще 4 раза. То есть «время», как единственный критерий, не подходит.
Давайте определим критерии менеджерского опыта и методики их оценки.
Опыт дается путем:
• решения новых задач
• сотрудничества/контакта с новыми людьми
• решения старых задач новыми методами
• возникновения новых обстоятельств (то есть внешние воздействия)
• анализа и оценки результатов (ибо сами сами по себе действия, это ничто)
Опыт складывается из количества и разнообразия решаемых задач (действий), количества и разнообразия внешних воздействий, и анализа осуществленных вами действий и их результатов. Перестаньте смотреть «косо» на тех, кто трудился на каждом месте не более 2-х лет!
Задавайте вопросы.
Вот несколько правильных вопросов для определения «правильного опыта»:
• Сколько задач перед вами стояло за период времени?
• Сколько из задач было инициировано вами, сколько вашими коллегами и сколько внешними факторами?
• Какого рода это были задачи и насколько разными это были задачи? Было ли решение этих задач интересно для человека, вы легко узнаете из его ответа.
• Как вы оцениваете людей с которыми вас приходилось вступать в контакт. Был ли это приятный и интересный опыт для человека, вы также легко «услышите» из его ответа.
• «Какой урок вы вынесли и что нового вы узнали?»
Все вышесказанное относиться не только к руководителям. К любым должностям, на любых уровнях. К каждому конкретному человеку и проживаемой им жизни. Задайте себе чаще вопросы: — «Что нового мы сделали?» — «Какой урок мы вынесли?» — «Что нового мы узнали?»
ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА КАНДИДАТА: ВОЗМОЖНОСТИ И ОШИБКИ (ОШИБКИ МЫШЛЕНИЯ - СТЕРЕОТИПЫ)