Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Является ли документация на замену ГОУ не является объектом государственной экологической экспертизы?

Отвечает Генеральный директор Центра Борис Кокотов:

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – ФЗ «Об экологической экспертизе») данный Федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Материал подготовлен на основе рассылки "ЭКОЮРС-Новости".
Подробнее на сайте.

Согласно статье 1 указанного Федерального закона экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии со статьей 10 ФЗ «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При этом объекты государственной экологической экспертизы перечислены в статьях 11, 12 ФЗ «Об экологической экспертизе».

Необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ с 1 января 2018 года статья 11 будет дополнена подпунктом 7.5:

«7.5) проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением случаев, если такая проектная документация входит в состав материалов обоснования лицензий в соответствии с подпунктом 4 настоящей статьи;»

При этом согласно пункту 4 статьи 12 указанного Федерального закона данное положение вступает в силу с 1 января 2019 года.

На основании изложенного, с 1 января 2019 года объектом государственной экологической экспертизы будет являться проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

При этом объектом государственной экологической экспертизы будет является исключительно проектная документация объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (далее – Градостроительный кодекс РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В соответствии с пунктами 13, 14 статьи 1 указанного Федерального закона:

- строительство – создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
- под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Необходимо отметить, что в Градостроительном кодексе РФ не содержится определение понятия «техническое перевооружение».

При этом в соответствии с Письмом Минфина СССР «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий» от 29 мая 1984 года № 80 к техническому перевооружению действующих предприятий относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.

При техническом перевооружении действующих предприятий могут осуществляться установка дополнительно на существующих производственных площадях оборудования и машин, внедрение автоматизированных систем управления и контроля, применение радио, телевидения и других современных средств в управлении производством, модернизация и техническое переустройство природоохранительных объектов, отопительных и вентиляционных систем, присоединение предприятий, цехов и установок к централизованным источникам тепло - и электроснабжения. При этом допускаются частичная перестройка и расширение существующих производственных зданий и сооружений, обусловленные габаритами размещаемого нового оборудования, и расширение существующих или строительство новых объектов подсобного и обслуживающего назначения (например, объектов складского хозяйства, компрессорных, котельных, кислородных и других объектов), если это связано с проводимыми мероприятиями по техническому перевооружению.

На основании изложенного с 1 января 2018 года государственная экологическая экспертиза будет проводиться в отношении проектной документации на строительство и (или) реконструкцию объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории.

При этом проектная документация представляет собой документацию, определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Необходимо различать понятия «реконструкция» и «техническое перевооружение».

Под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема).

При этом под техническим перевооружение следует понимать комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным.

На основании изложенного замену ГОУ следует рассматривать в качестве технического перевооружения соответствующего объекта капитального строительства.

При этом проектная документация на техническое перевооружение не разрабатывается.

Таким образом, документация на замену ГОУ не является объектом государственной экологической экспертизы.