На реализацию устной речи влияют такие факторы как возраст, пол, особенности строения и функционирования дыхательных и артикуляционных мышц, скорость протекания психических процессов. Все эти параметры учитываются при проведении обследования устной речи. Также оценивается состояние речевого дыхания, темп речи, голос, интонация, грамматический строй и понимание речи.
Перед вами самые интересные задания, которые используются при оценке речи у взрослых, чтобы выявить наличие или отсутствие речевых проблем. Попробуйте выполнить все задания и оцените:
1 балл - задание выполнено
0 баллов - возникли трудности с выполнением
Артикуляционная моторика
*вам понадобится зеркало
Оценивается подвижность, переключаемость и объём движений мышц артикуляционного аппарата.
Попробуйте выполнить несколько отдельных движений перед зеркалом:
- растянуть губы в улыбке;
- вытянуть губы вперёд трубочкой;
- улыбнуться и переместить язык в правый и левый угол рта;
- надуть щёки и втяните щёки;
- пощёлкать языком.
Понимание речевых инструкций
Необходимо выполнить несколько инструкций:
1. Покажите ключ карандашом.
2. Покажите карандашом ключ.
3. Нарисуйте крест под кругом.
4. Нарисуйте под квадратом треугольник.
5. Указательным пальцем левой руки покажите правое ухо.
Понимание словесных инверсий
Исключите неверное высказывание:
Солнце освещается Землёй.
Солнцем освещается Земля.
Земля освещается Солнцем.
Звукопроизношение
Если у взрослого человека нет проблем со звукопроизношением, то следующее задание нужно для оценки точности произношения всех речевых звуков.
АВАНТАЖНЫЙ БЕСШАБАШНОСТЬ ВОССОЗДАВАТЬ/ ЗАЛАМЫВАТЬСЯ ЛАБАРДАН РАЗБАЗАРЕННЫЙ/ СОПРИКАСАНИЕ ФАНФАРОНАДА ШАМАНЯЩИЙ/ ЦОКОЛЬНЫЙ ЧОПОРНОСТЬ ШОРНИЧЕСТВО//
Автоматизированные ряды
Предлагается сосчитать вслух от одного до пятнадцати и обратно , назвать дни недели и месяцы года, а также произнести свою фамилию, имя, отчество и полную дату рождения.
Номинативная функция речи
Необходимо назвать как можно больше предметов, находящихся в поле зрения: стол, книга, ноутбук, планшет, телефон и т.д.
Словарный запас
Предлагается объяснить значение слов: ВЛАГОВОЗДУХОНЕПРОНИЦАЕМЫЙ, НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИЦА, ПОЛУТОРАСТАТЫСЯЧНЫЙ, РАСКООРДИНИРОВАТЬСЯ
Интонация
Нужно прочитать вслух и с выражением несколько строк из поэмы А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
И сни́тся чу́дный сон Татья́не.//
Ей сни́тся, бу́дто бы она́/
Идёт по снегово́й поля́не,/
Печа́льной мглой окружена́;//
В сугро́бах сне́жных пе́ред не́ю/
Шуми́т, клуби́т волно́й свое́ю/
Кипу́чий, тёмный и седо́й/
Пото́к, не ско́ванный зимо́й;//
Две жёрдочки, скле́ены льди́ной,/
Дрожа́щий, ги́бельный мосто́к,/
Поло́жены че́рез пото́к;//
И пред шумя́щею пучи́ной,/
Недоуме́ния полна́,/
Остановилася она́.//
Монологическая речь
Описание картины - рассмотрите изображение и составьте небольшой рассказ, в котором нужно упомянуть: что за момент изображён на картине, что происходит с людьми, какие у них мысли, чувства и воспоминания. Подробно опишите обстановку на картине: предметы, время суток, внешность персонажей и т.п.
Автор упражнений и рекомендаций - Шамардина Анастасия - логопед для взрослых