Практически каждый учитель может уверенно заявить: да, я причастен к ИКТ (*информационно-коммуникационные технологии). И только потому, что хоть раз включал для учеников презентацию. Обычно на открытом уроке - аттестация, открытый день в школе и тому подобное.
Я не преувеличиваю: интерактивная доска работает, как правило, крайне редко, экран для демонстрации слайдов - тоже. Не во всех кабинетах до сих пор это есть. Особенности расписания и присутствия в кабинете других учителей и классов вынуждают каждый раз технику прятать - подключать-отключать. Неудобное расположение проектора, отсутствие затемнения - слайды нередко элементарно не видны. Доходит порой до абсурда, сама видела на открытых занятиях: окна закрыты жалюзи, видно с экрана отлично, а писать-то детям как? То свет включают, то выключают. Непродуманность в использовании мультимедиа налицо. Нередко презентация мешает логическому течению урока, не позволяет импровизировать, если того требуют обстоятельства. Зато в конспекте урока (или технологической карте) отображено "использование ИКТ". Здесь можно добавить ещё много факторов, которые как раз и не делают этого "зверя" массовым и таким, каким его рисуют в своих документах вышестоящие начальники от образования. В основном это красочная наглядность - объяснительно-иллюстративный метод обучения, конечно же, здесь здорово работает. И поэтому по-прежнему самая распространённая технология в школе - "меловая".
Неожиданным подтверждением моих мыслей (они-то в голове бродили, отображая личный опыт, а тут - на тебе! - статистические данные) стала статья в недавнем номере "Комсомолки". Там приводятся интересные факты: устами министра образования и науки Ольги Васильевой было сказано, что 84 процента педагогов не умеют пользоваться компьютером на уровне своих учеников. Минобрнауки, оказывается, за последние пять лет потратило огромные деньги на оснащение школ компьютерами и оборудованием - в 2012 году 60 миллиардов рублей, в 2013-м - сорок! И это только из федерального бюджета. Цель - сделать школы современными.
А результат? В общем-то, журналистка Ксения Конюхова всё верно в своей статье написала: оборудование закупили, но пользоваться им не научили, педагоги боятся с ним работать, потому что нужны специальные знания. Приводится факт, что по статистике лишь треть учителей использует закупленное школой оборудование "на всю катушку". А "примерно 20 процентов и вовсе включают на умной доске учебный фильм и считают, что дело сделано".
А вот следующий факт меня не только позабавил, но и убрал внутренние противоречия. Потому как сама я не заметила принципиального повышения качества образования благодаря использованию ИКТ и активному якобы влиянию его на ученические умы. Существует такой международный отчёт, где эксперты озвучивают следующие неожиданные выводы: в странах, где "серьёзно вложились в компьютеризацию школ, ученики не показали серьёзных улучшений в грамотности, математике и естественных науках", то есть ни в одной стране использование компьютеров не привело к повышению успеваемости!
Мой когнитивный диссонанс испарился. Да, мелом на доске (или маркером), "словом учителя" зачастую и понятнее, и удобнее, и не менее информативно... А слайды нам в помощь как иллюстративный материал? Так получается?