Выдающийся советский грузовик повышенной проходимости. Двухосный, полноприводный автомобиль, предназначенный для перевозки людей и грузов до двух тонн по всем видам дорог. У обычных вездеходов центр тяжести находится высоко над землей, но не в случае нашего героя. Он скомпонован так, что центр тяжести расположен очень низко, и дает хорошую устойчивость автомобиля. В 1968 г. он пришел на смену ветерану ГАЗ-63, выпускавшемуся с сорок восьмого года. А спроектировали «шишигу» на базе ГАЗ-62, абсолютно инновационного автомобиля с компоновкой кабины над двигателем, выпускавшемуся серийно около двух лет.
Военные сразу оценили высокие качества и достоинства вездехода, которые не могли омрачить некоторые, мягко сказать неудобства. О них подробнее из личного опыта. Познакомились мы в армии, я думаю, что ни одна воинская часть не обходилась без этого вездехода. В народе упорно ходит легенда, что его создатель – женщина. Скажу честно, сначала я тоже охотно в это верил. Мой 66-й был транспортным, то есть выезжал каждый день. Не знаю, по какой причине, но ему был не положен тосол, в систему охлаждения заливалась вода, а поскольку на улице был глубокий минус, каждый вечер сливалась. Но остатки все равно замерзали в кранах для слива. Каждое утро хватаешь две канистры по 20 литров и на всех парах летишь набирать горячую воду для системы охлаждения. Дальше начинается карусель. Взбираешься на бампер, начинаешь заливать воду в радиатор. Оттаивает радиатор, спрыгнул, закрутил кран. Льем дальше кипяток, оттаял кран печки, спрыгнул, поднял кабину, закрыл кран, опустил кабину, забрался наверх и льешь воду дальше. Побежала вода с крана подогревателя, спрыгнул, поднял кабину, закрыл его, опустил кабину и заливаешь дальше. И на конец то потекла вода с блока двигателя, проделываем все манипуляции с кабиной и доливаем воду до заполнения системы охлаждения полностью. В итоге пуск и прогрев двигателя. Второй момент это рычаг переключения передач. Он находится справа от водителя, практически за его спиной, но привыкаешь к этому быстро. Третий, немаловажный для солдата момент, это поспать. Пока зам. по хозяйственной части решает вопросы с загрузкой, тебе делать нечего, нужно усердно сокращать время до демобилизации. Как известно, солдат спит, служба идет. Для того, чтобы получилось вздремнуть в «шишиге», у меня была с собой подушка. Положив ее на капот, можно извернуться и приблизить дембель на некоторое время.
А в целом автомобиль очень хороший, на учениях приходилось использовать все его технические характеристики с максимальной загрузкой по полному бездорожью. Идет как танк, оставляя за собой канавы, безоговорочно подтверждая свое предназначение. Правда на кочках сильно отдает в пятую точку, ведь сидишь над колесом, но здесь опять приходит на помощь армейская подушка. Самое главное, что у него практически нет поломок, хотя по возрасту шестьдесят шестой был чуть младше меня. За время эксплуатации, а это около года, приходилось менять лампочки в фонарях, да бензонасос, когда пробило диафрагму. Не зря в 1969 году, он стал первым отечественным автомобилем, которому присвоили Государственный знак качества. И да, главным конструктором ГАЗ-66 был Александр Дмитриевич Просвирин, получивший в 1947 году Сталинскую премию, за создание народного грузовика ГАЗ-51. «Шишигу» активно использовали в армии, в сельском и народном хозяйстве. Но конечно основная его заслуга, это служба в рядах Вооруженных Сил. ГАЗ-66 умел прыгать с парашютом, специально для ВДВ выпускалась версия с откидным лобовым стеклом и брезентовой крышей кабины. В начале войны в Афганистане, активно использовались там, но вскоре стало понятно, что при подрыве на мине, в первую очередь страдает экипаж, а водители капотных грузовиков более защищены. За тридцать пять лет производства, до 1999 года было выпущено 965 941 единиц шестьдесят шестого. Не однократно производились попытки поменять его на другие модели. И только в конце девяностых годов прошлого века на смену нашему герою пришла модель ГАЗ-3308 «Садко» с дизельным двигателем перед кабиной и повышенной проходимостью.
Подписывайтесь на канал "Автобаза СССР", ставьте лайки, делитесь информацией с другими любителями советской техники! С уважением, завгар автобазы.