1. Игровая критика и контекст
Компьютерные игры – это новый вид искусства. Чтобы понять, какие игры достойны звания произведения искусства и почему, нужно посмотреть на них через призму искусствоведческой критики. Применяя инструменты, зарекомендовавшие себя в сфере других видов искусств – театра, кинематографа, живописи, литературы и музыки, – мы можем правильно настроить «оптику» восприятия игры и поместить ее в соответствующий контекст: развитие игрового жанра, место в истории индустрии, общекультурная значимость.
2. Интерактивность и синтез искусств
Присущая играм интерактивность в небывалой степени вовлекает аудиторию в переживание процесса. Игрок не просто выступает в форме пассивного зрителя, а становится на одну ступень с творцами игры, формируя свой уникальный опыт в прохождении вымышленной вселенной. Задействуя различные каналы восприятия – визуальный, аудиальный, тактильный, а также давая возможность непосредственно влиять на события, игры представляют собой настоящую форму «синтеза искусства», о которой говорили Рихард Вагнер и русские космисты.
3. Междисциплинарный подход
Видеоигры изучаются как особый культурный феномен, требующий целостного и всестороннего анализа с точки зрения искусствоведения, философии, психологии, нейрофизиологии, антропологии, педагогики и других наук. Этим занимается отдельная академическая дисциплина – людология (game studies, философия игр). Игра как вид человеческой деятельности направлена на трансляцию культурного опыта на протяжении многих поколений, и компьютерные игры – следующий и закономерный этап этого процесса.
4. Просвещение и популяризация
Компьютерные игры вопреки распространенному стереотипу – не пустая трата времени, а настоящий кладезь возможностей для обучения и просвещения. Игры не только образовывают за счет многочисленных отсылок к другим явлениям искусства, научным знаниям и социальным проблемам, но и позволяют нашему мозгу становиться пластичнее, работать эффективнее и справляться с личными проблемами. В силу этого видеоигры заслуживают активной популяризации среди широких масс, вне замкнутого круга опытных геймеров.
5. Суггестивность и мировоззрение
Благодаря перечисленным свойствам, видеоигры обладают колоссальным воздействием на психику человека и становятся инструментом формирования личного и в конечном счете массового сознания. Игры уже заполняют наше свободное время в большей степени, чем книги, комиксы, кино, телевидение и другие формы развлечений, меняя представление о реальности: они задают примеры для подражания, позволяют лучше понимать друг друга, освещают актуальные этические и политические вопросы, стимулируют творческое воображение и технический прогресс.
Если вам есть что сказать по затронутой нами теме и вообще за жизнь в геймдеве и искусстве, всегда рады пообщаться в пабликах:
FB: https://www.facebook.com/GameArtSynthesis/
VK: https://vk.com/gameartsynthesis
Telegram: @gameartsynthesis
Discord: https://discord.gg/c7fcdB
gasynthesis@gmail.com