Найти тему
Открыть гештальт

Зачем выражать чувства

Популярные рекомендации «говорите о своих чувствах», «используйте Я-сообщения» почему-то нередко превратно понимают как волшебное слово, этакий «сезам, откройся» для манипуляции другим – как будто, если я скажу о своих чувствах, другой тут же должен кинуться исполнять мои желания.

Есть прекрасный текст Полины Гавердовской «Ваши чувства никому не нужны». Название может показаться резким и провокативным, но суть текста в том, что осознать и назвать чувства – это только промежуточные этапы (и необязательно их вносить в контакт, делиться своим осознаванием), а главное вот:

 – понять, какая потребность стоит за эмоцией,

– сформулировать свою потребность для другого: чего я от него хочу в связи со  своей потребностью? что он может (не должен!) сделать для меня?

-2

Проговаривание, называние эмоций может быть уместным в целях научения и тренировки.

Например, в общении с детьми, когда взрослый контейнирует и возвращает в удобоваримом виде эмоции ребенка («ты устал, ты голоден и ты сейчас злишься»).

Или когда я и партнер обнаруживаем, что оба (или кто-то один из нас) не умеем распознавать, выражать свои потребности, просить, из-за этого не понимаем друг друга и ссоримся. И чтобы не ссориться, договариваемся о таком вот тренинге: «Давай все проговаривать».

Еще это очень уместно в работе с психологом, психотерапевтом, в терапевтических группах.

Или просто как мысли вслух, по аналогии с ними: я могу думать «про себя», а могу вслух – проговаривать что-то, если так легче размышлять, если важно услышать, как сформулированная мысль звучит и т.д. Точно так же можно и чувствовать «вслух» или «про себя». 

«А я на тебя сейчас сильно злюсь...», – проговорить подобное хорошо, когда важно не реагировать импульсивно, не действовать сразу, а замедлиться, выбрать подходящий способ реакции.

Как первоклассник выписывает каждую букву, осознает каждую ее линию, каждое соединение, помогает себе проговариванием вслух, потом шепотом, потом только губами шевелит, потом говорение полностью уходит во внутренний план, а письменный навык постепенно автоматизируется, – так и человек, учащийся распознавать свои эмоции, сначала называет их, а потом это становится необязательным этапом, промежуточным перед осознаванием и формулировкой своего послания миру: чего я от него хочу? 

Ирина Рёбрушкина, гештальт-терапевт

почта rebrushkina@list.ru, телефон (903)137-74-42