Найти в Дзене
Секреты Старого Китая

Во что верит обычный китаец?

Внезапно выяснилось, что большинству соотечественников неизвестны и непонятны некоторые основные моменты китайской цивилизации, почему-то принято считать, что китайцы поголовно либо буддисты, либо даосы, на крайний случай - конфуцианцы. На самом деле - все сильно не так... Поэтому небольшой ликбез: ​ 1. Базовой религиозно-культовой ячейкой в Старом Китае был семейно-родовой коллектив, который также был самодостаточной сельхоз-ячейкой общества. Эти «семьи» формировали уже крупные объединения (часто ограниченные природным ландшафтом) , и их жизнедеятельность определялась годовым природным циклом. 2. В рамках этого природного годичного цикла все события человеческой жизни (от рождения до смерти), все виды хозяйственной и религиозной деятельности, с целью соответствия природному порядку, определялись нормами и подчинялись ритуалу. 3. Природный порядок устанавливается и управляется некими высшими силами. При этом родственники, исторические персонажи и т.п. могли после смерти воплощаться в

Внезапно выяснилось, что большинству соотечественников неизвестны и непонятны некоторые основные моменты китайской цивилизации, почему-то принято считать, что китайцы поголовно либо буддисты, либо даосы, на крайний случай - конфуцианцы. На самом деле - все сильно не так...

Поэтому небольшой ликбез:

1. Базовой религиозно-культовой ячейкой в Старом Китае был семейно-родовой коллектив, который также был самодостаточной сельхоз-ячейкой общества. Эти «семьи» формировали уже крупные объединения (часто ограниченные природным ландшафтом) , и их жизнедеятельность определялась годовым природным циклом.

2. В рамках этого природного годичного цикла все события человеческой жизни (от рождения до смерти), все виды хозяйственной и религиозной деятельности, с целью соответствия природному порядку, определялись нормами и подчинялись ритуалу.

3. Природный порядок устанавливается и управляется некими высшими силами. При этом родственники, исторические персонажи и т.п. могли после смерти воплощаться в духов и божеств покровителей, которым строили специальные храмы.

4. Основной (и - самый древний) - культ предков из множества разнообразных общинных обрядов и ритуалов, выполняемых после смерти каждого члена "семьи". И чем выше ранг умершего в рамках клана - тем выше значимость ритуала.

Деревенский храм предков  в уезде Хайяан провинции Шаньдун
Деревенский храм предков в уезде Хайяан провинции Шаньдун

5. Предки высокого ранга - это в некотором роде психопомпы, посредники между миром живых и высшими силами.

В храме генерала Юэ Фэя ( 岳飞 Yuè Fēi, 1103-1141), национального героя Китая
В храме генерала Юэ Фэя ( 岳飞 Yuè Fēi, 1103-1141), национального героя Китая

6. Культ предков сформировал систему морально-этических норм и социальных отношений в семейных и клановых коллективах, в итоге получилась т.н. система "пять постоянств" и установилась концепция необходимости ритуала как стройной системы взаимодействий между людьми, и прежде всего - между Императором (как представителем человеческой общности) и высшими силами.

Соблюдение этико-ритуальных правил и норм - это гарантия благополучия и незыблемого порядка в стране

Могила У-Суна, одного из персонажей романа "Речные заводи"
Могила У-Суна, одного из персонажей романа "Речные заводи"

7. Фундаментальной особенностью было отсутствие сословия жрецов. Ритуалы выполнял Император и чиновники, а в сельских семейных общинах - глава общины, совет старейшин, главы семей. При этом, низшие формы культа в упрощенной форме повторяли государственные культы.

8. Стабильность этой системе обеспечивала преемственность от династии к династии императорских и провинциальных государственных культов, восходивших к местным родовым и общинным культам. Эти культы восстанавливались каждой последующей династией вне зависимости от этнической и религиозной приверженности ее представителей. Императоры могли покровительствовать хоть буддизму но государственные культы сохранялись практически без изменений.

По их отправлению народные массы убеждались в существовании Государства, в легитимности династии и Императора, в исполнении им священных функций защиты интересов и благополучия подданных Сына Неба.

Разрушенный  уже в наши дни деревенский Храм Предков в уезде Хайян
Разрушенный уже в наши дни деревенский Храм Предков в уезде Хайян

Одна из причин, как считается, падения династии Юань - "пренебрежение ритуалом" (когда они спохватились - было уже поздно...)

Дм. Моисеев, СПб-Хайян