Так получилось, что раньше я как-то не интересовался практикой награждения государственными наградами в ВМС и Корпусе морской пехоты США во время Второй Мировой. В смысле, я знал, какие награды там в тот период имелись, знал чем были награждены особо выдающиеся деятели, но не более того. До тех пор пока мне не задали вопрос про награды за мой любимый Мидуэй, и я удивился, почему не догадался поинтересоваться данным аспектом этого сражения ранее. Взял списки лётного состава авиаподразделений, принимавших участие в боевых действиях при Мидуэе (всего около 500 человек) и прогнал их через американскую наградную базу. Сказать, что очень удивился результату – ничего не сказать.
В начальный период Тихоокеанской войны список государственных наград, которые мог получить военнослужащий из лётного состава Вооружённых сил США был достаточно скромным. Поэтому априори считается, что в США не практиковались массовые, и, тем более, поголовные награждения какой-либо категории личного состава по результатам какой-то операции или сражения, а имел место строго индивидуальный подход, положенный по критериям награждения данными наградами.
Однако в случае Мидуэя мы имеем то самое практически поголовное награждение (причём высокими наградами) всего лётного состава, принимавшего участие в сражении. За исключением резервных или «безлошадных» пилотов и стрелков-радистов, словом тех, кто вообще не поднимался в эти дни в воздух. Практически все офицеры-пилоты ВМС и Корпуса морской пехоты, старшины и сержанты на пилотских должностях, а также несколько особо отличившихся стрелков-радистов были награждены второй на тот момент по значимости наградой ВМС США – «Военно-морским крестом». Исключением стали капитан КМП Ричард Флеминг, награждённый высшей военной наградой США – «Медалью почёта», и особо отличившиеся пилоты на командных должностях, получившие дополнительно ещё и высшую на тот момент награду ВМС – «Медаль за выдающиеся заслуги». Остальной лётный состав (в основном, стрелки-радисты) также все получили третью по значимости награду – «Крест за выдающиеся лётные заслуги».
При этом, в случае эскадрилий пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев, а также 221-й истребительной эскадрильи морской пехоты, от 40% до 94% наград были присвоены посмертно.
А командование армейской аваиации вообще не стало париться с какой-либо градацией наград – все 28 членов экипажей (от подполковника до рядовых-воздушных стрелков включительно) четырёх армейских B-26 «Мародёр», впервые задействованых при Мидуэе в качестве торпедоносцев, получили высшую награду Сухопутных сил США – «Крест за выдающиеся заслуги». Из них 50% посмертно. По экипажам B-17 «Летающая крепость» я не смотрел, но что-то мне подсказывает, что и их наградами не обошли. Особенно с учётом того, что, согласно их заявкам, именно они отправили на дно чуть не половину Первого Мобильного соединения японцев.
Кроме того, параллельно выяснилось, что те участники сражения при Мидуэе (например, часть 3-й истребительной эскадрильи с АВ «Йорктаун»), что месяцем ранее успели пововоевать в Коралловом море, также поголовно имели награды ещё и за это сражение. Во многом это относится и к лётчикам, принимавшим участие в авианосных рейдах зимы-весны 1942 г. на острова японского «оборонительного периметра».
Вывод: На начальном этапе Тихоокеанской войны, пока победы были редки, потери высоки и многое пока держалось исключительно на массовом героизме личного состава – американское командование на высокие награды не скупилось. И лишь по результатам кампании при Гуадалканале в конце 1942 г. награждения стали более выборочными, а наградная система была значительно расширена за счёт добавления орденов и медалей более низкого уровня.