Невероятно, но факт — «Северсталь» объявила о резком пересмотре долгосрочного прогноза по EBITDA.
Об этом накануне сообщили «Ведомости» - изданию стало известно, что череповецкая компания рассчитывает увеличивать этот показатель (прибыли до налогообложения) на 10-15% в год в течение следующих пяти лет. Этого «Северсталь» планирует добиться за счёт своих традиционных козырей: повышения операционной эффективности, улучшения обслуживания клиентов и инновационной трансформации бизнеса.
Да, в последнее время «Северстали» действительно удавалось демонстрировать лучшую отраслевую эффективность – не только на российском, но и на мировом металлургическом уровне. Но, во-первых, не до такой же степени, сопоставимой с эффективностью каких-нибудь высокотехнологичных стартапов. А, во-вторых, аналитики единодушны в том, что планам Мордашова противодействют существующие конъюктурные тренды.
Оприроста на 10-15% – слишком агрессивное заявление, уверен аналитик АКРА Максим Худалов, которого цитируют «Ведомости». По его мнению, факторы роста, которые называет «Северсталь», обеспечат ей стабильный рост показателя EBITDA на 5%.
А вот рыночная конъюктура, напротив, будет снижать темпы роста. Худалов уверен, что такой резкий скачок EBITDA для компании с и без того высокими финансовыми показателями возможен только разово. Такую стратегию сложно соблюдать в качестве долгосрочного тренда.
Директор центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков показывает это на конкретном примере цен на металлургическое сырьё – руду и коксующийся уголь. Нынешняя основная тенденция – снижение аномально высоких цен на них. С одной стороны, это позитивная тенденция для сталелитейной компании. «Себестоимость производства будет снижаться быстрее снижения цен на стальную продукцию за счет роста потребления в строительном секторе как на внутреннем, так и на европейском рынках», – поясняет Халиков. С другой стороны, 25-30% в структуре EBITDA «Северстали» приходится на сырьевой дивизион, напоминает Худалов. Снижение цен на руду и уголь приведет, соответственно, к снижению совокупной прибыли, добавляет он.
Одним словом, против конъюктурных доводов у Алексея Мордашова должен быть очень сильный аргумент, чтобы его обещание оказалось правдой. Что это может быть? Из попавшей в открытые источники в последнее время инсайдерской информации можно выделить сообщения о начале инвестиций управляющей компании Мордашова в венчурные фонды, занимающиеся созданием новых материалов – для этого даже было создано создала отдельное подразделение — Severstal Ventures, которое возглавил главный стратег Мордашова Андрей Лаптев. Вторая группа сообщений связана с соглашением «Северстали» и «Газпрома», намеревающихся вместе заниматься строительством новых заводов по сжижению природного газа на основе новых материалов, которые создаст «Северсталь».
Конечно, это не полёт на Луну, но, возможно, за всем этим и кроется нечто, способное нас удивить. Пока же инвесторы «Северстали» удивляться не готовы. Их первая реакция на заявление о том, что EBITDA «Северстали», который в 2017 году составил составила $2,577 млрд, прирастёт к прежнему плану на этот год ($2,927 млрд) минимум на $300 млн, больше похожа на раздражение. Во всяком случае на 15.15 мск вторника акции «Северстали» на Лондонской бирже подешевели на 1,41%. Капитализация компании составила $13,7 млрд.
Вчера же представитель «Северстали» вынужден был признать, что заявленный компанией прогноз компании не учитывал возможных рыночных изменений, а конкретные проекты, которые могут «Северстали» резко нарастить эффективность, компания назовет на дне инвесторов в конце 2018 года…
СамолётЪ уже как-то сравнивал Алексея Мордашова с американским предпринимателем Илоном Маском, который создал своё состояние, сопоставимое с богатством череповецкого предпринимателя, на красивых проектах и захватывающих дух обещаниях. У Маска это получается хорошо, у Мордашова пока не очень. Но, может быть, и мы, и инвесторы просто ещё чего-то не знаем?..