Икона американского дизайна, мебель семьи Eames (Charles & Ray), наверняка известна тем, кто хоть немного интересуется промышленным дизайном.
А кто не интересуется, наверняка, хоть раз сидел на многочисленных подделках культовых моделей стульев или кресел в модных кофейнях, офисах или арт-пространствах.
Справедливости ради - оригиналы тоже встречаются, но реже, в основном из-за высокой стоимости и относительно неплохого качества более дешевых реплик.
Однако речь не об этом - хочу поговорить о родоначальнике семейства "The Plywood Group" стуле Eames Lounge Chair Wood и действительно уникальной технологии формования древесины (а в дальнейшем и пластика), ставшей огромным шагом в развитии современного продуктового дизайна.
Чарльз Имз (Charles Eames) и его друг, архитектор Ээро Сааринен (Eero Saarinen) начали работу над технологией формовки фанеры еще в 1940 году, в рамках проектов по исследованию эволюции мебели для Museum of Modern Art's (NY). Дизайн будущего Lounge Chair Wood (LCW) разработали достаточно быстро, но возникли сложности в производстве, вследствие чего реализация проекта была отложена, а в дальнейшем и перенесена на неопределенный срок из-за вступления США во Вторую Мировую Войну.
Изначально, конструкция LCW подразумевала единую структуру спинки и сидения, однако формованная фанера просто не выдерживала нагрузки и трескалась, поэтому первые прототипы стула, изготовленные Чарльзом и Ээро для конкурса "Органическая мебель" в MMA, покрыли тканевой обивкой, что позволяло скрыть трещины конструкции. Скрепя сердцем, конкурс выиграли, но серийный выпуск мебели, конечно же, позволить себе не могли.
В годы войны Чарльз продолжил работу над технологией, но уже вместе со своей женой Рэй (Ray Kaiser Eames), так как Ээро покинул проект, разочаровавшись в неудачах производства. В 1942 году Чарльз покинул Museum of Modern Art's (MMA), чтобы принять участие в производстве медицинских шин из фанеры для солдат ВМС США.
Формованные шины, изготовленные под действием тепла и давления, принимали форму ноги человека и имели широкое применение и успех не только в годы войны, но и после ее окончания.
Именно опыт, полученный на производстве шин, помог в реализации отложенных проектов. Чарльз и Рэй пришли к альтернативному решению - спинку и сиденье изготовили по отдельности, и соединили между собой фанерным креплением. Вся конструкция при этом, устанавливалась на литые ножки из того же материала. В результате, в 1945 году, получилась "открытая" и гладкая деревянная конструкция, повторяющая контуры человеческого тела, без скрытых креплений.
В дальнейшем LCW, названный журналом Time - "стул века", получил развитие в виде металлических ножек и креплений, тканевой и кожаной обивки, а также стал родоначальником знаменитой серии "The Plywood Group", включающей в себя Eames Lounge Chair и Dining Chair Metal, в которых по сегодняшний день используются пластины формованной древесины и металла.
Отличная, на мой взгляд история, которая учит нас не пасовать перед сложностями, быть открытыми для новых знаний, а иногда просто сменить фокус зрения на проблему. Тысячи благодарных азиатских производителей мебели тому подтверждение.
Для справки, единственными лицензированными производителями являются: Vitra (Европа) и Herman Miller (США).