Найти в Дзене

Лютики-цветочки. О букетах для учителя...

Когда гости идут поздравлять именинника, цветы и подарок - это их личное решение. С букетами учителю дело обстоит иначе...

Для меня это явление школьной жизни - некая составляющая учительства - видится в эволюции. И не только в личной. Помнится, первого сентября в 70-80-е годы можно было наблюдать огромное количество"домашних" букетов из астр, георгинов и гладиолусов, нередко обёрнутых вокруг стеблей газетой, дефицитным тогда полиэтиленовым мешочком или коричневой обёрточной бумагой, либо магазинные в целлофановом кулёчке. А в конце учебного года - нарциссы, тюльпаны, иногда ветка сирени. И, конечно, каллы, всенепременные гвоздики и розы с добавлением "ёлочки"-аспарагуса - основной набор цветочных магазинов того времени.

Я помню эти завалы цветов.

Школьницей - на столе учителя и на партах. Дома - когда мама-учительница приносила меньшую их часть, но всё равно казалось много. Когда сама пошла работать в школу: в пару-тройку ваз ставились плотно несколько симпатичных букетов, остальные, как правило, - в вёдра. Иначе никак - некуда. Что-то раздаривалось коллегам, которые не имели классного руководства, и техничкам, работникам столовой - самые жизнеспособные (и красивые) отправлялись на свою короткую цветочную жизнь по домам, остальные "украшали" кабинет.

Увезти даже часть этого цветочного великолепия было проблематично: некоторые коллеги в складчину заказывали такси, кого-то на машине родственники-знакомые подвозили, а большинство несли эти цветы охапкой на одной руке, прижимая к груди. Потому что в другой - всенепременная сумка/портфель...

-2

Так вот об эволюции. Поначалу, в первые годы работы, это количество цветов никак не давило - даже где-то льстило и грело душу. Было между учителями, кстати, и какое-то невольное негласное сравнение - у кого дорогих и красивых букетов побольше будет.

Потом, с годами, философское неизбежное привыкание перерастало в чёткое понимание, что отчасти это всего лишь традиция, а уважение и признательность учителю можно выразить иначе - старательностью, отзывчивостью, успехами, например. В конце концов поздравить можно и рукодельным подарком. У меня до сих пор хранится белая хлопчатобумажная салфетка с вышитыми ученицей цветочком и словом "Поздравляю", плюс пришитые бусинки и какая-то блестяшка - так трогательно! А ещё нарисованные учениками открытки и "нестандартные" сочинения с обращением к учителю. Увы, потом у детей пропадает желание делать подарки своими руками: быстрее и проще купить. Тоже своеобразная эволюция. Она, кстати, не только в детях и учителях, но и в родителях. Одни привычно букеты приносят, другие "просто-привычно" ставят их в сторону, третьи либо стараются сэкономить и привезти с дачи, либо затмить всех и принести дорогущий огромный букет. НО! Как правило, не тому учителю, который для ребёнка "самый лучший", а классному руководителю (тоже заслужил, конечно), который почти что член семьи и может похлопотать за отметки.

Наверно, соглашусь, что когда "первый раз в первый класс" - букет пусть и дело добровольное, но святое, что ли. А вот потом... Не должно это быть обязаловкой, должно быть порывом души. Нередко добрые слова, написанные - вдруг, не обязательно "по поводу" - бывшими и настоящими учениками в тех же соцсетях, окрыляют не меньше, если даже не больше: потому что это личностная история. А букет - что уж говорить, привычно-ритуальная. Тем более и другие варианты возможны: букет необязательно дарят "от добра". Есть такие, которые и брать не хочется...

А напоследок вдруг вспомнился такой момент: реакция ученика, когда он увидел несколько неосторожно выброшенных учительницей в "детский" туалет ещё не совсем завядших букетов - понадеялась, видимо, что уборщица к утру уберёт, ан не случилось. Столько разочарования было в его вопросе "А почему наши цветы выкинули?".

Помнится и другое: обычно, когда в контейнер для мусора их выносили, всё же прикрывали газетами, другим мусором, засовывали в пакеты - чтобы в глаза не било. А вот такое, как на фото внизу, поверьте, ни разу не видела - если только совсем увядшие, и то редко...

-3

Кстати, для меня важно было не просто взять букет из рук ребёнка, когда они подходили непрерывным ручейком, а обязательно улыбнуться и сказать "персональное" спасибо - с именем и, по возможности, ещё какой-то доброй репликой. Или, если уже совсем не успеваешь, с обращением ко всем. Искреннее спасибо "за чудесные цветы". Как бы ни выбирался этот букет родителями для ребёнка - не торопясь или нервно, на бегу, на "последние деньги", откуда бы он ни взялся, каким бы простеньким ни был, это всё требует, как мне кажется, ответной реплики: нельзя принимать как должное.

Ну а решение данной проблемы - в компетенции самого учителя. Намекнуть, что не ждёт "нашествия" цветов, он может и задолго до первого сентября. Достаточно букета от класса. Или пустить всё на самотёк - дарили, пусть и дальше дарят, почему бы и нет...

-4