Не я одна считаю, что нередко причиной серьёзных болезней учителей является «всего один-единственный неадекватный ученик в классе». В кавычки, кстати, взяты слова директора одной из калужской школ Сергея Зеленова.
У меня, увы, был такой ученик. Впервые в жизни (и единственный раз) дошла с ним до сосудистого криза; участковый, измерив давление, тут же загнал на больничный. Нет, «сложных» (или, как говорят, трудных) в школе пруд пруди. А вот такой - один был за все годы работы в школе... С него, как потом поняла, начался мой короткий, но «запойный» синдром хронической усталости. Таковой может затянуться надолго и закончиться буквально «срывом». В моём случае этого, к счастью, не произошло...
Каждый урок в классе становился квестом, лотереей: просидит-промолчит или выдаст такое, что мало не покажется? Заболел? Не пришёл? Вздох облегчения. В чём же проявлялась неадекватность?
Отдубасить конкретно, стукнуть походя своих одноклассников - это одно, почти привычные «мелочи». Демонстративно ничего не делать на уроке, швырять школьные принадлежности, втихую доставать одноклассников - подначивать, мешать, обзывать - это другое. Вдарить учителю по голове, когда та пытается разнять дерущихся (сотрясение было зафиксировано), нагло «на ты» разговаривать с директором и заместителями директора («ты ничего мне не сделаешь», «чё, в рыжий покрасилась? тебе не идёт!», а заглянувшему в кабинет классному руководителю этак снисходительно: «о, привет! заходи-заходи! давно тебя не было»), посылать их же и всех рангом ниже матом куда подальше... И гнобить, гнобить одноклассников, выбрав себе несколько жертв.
Остальные противно подстраивались и даже пытались «дружить» - лишь бы не трогал. Или срабатывал дурацкий максимализм-протест тихушника: вон он, смелый, как вас всех строит! и ничего не боится! а я с ним заодно в душу вам плюну! Знаете, порой руки опускались.
Да, в обычной школе могут учиться дети, например, с физической ограниченностью. Выше упомянутый директор рассказывает о своих учениках, которые несмотря на определённые физические особенности - один сильно заикался, у другого не было стопы ноги - состоялись и в учёбе, и в жизни. Здесь вывод напрашивается само собой: такие дети могут и должны учиться вместе с остальными, инклюзивное образование действительно идёт им на пользу. Абсолютно с этим согласна. А выстроить правильное отношение к такому ребёнку в классе со стороны учеников - как раз задача учителя.
А вот умственно отсталые дети и дети с психическими отклонениями должны учиться в специальных школах или интернатах, считает педагог. И я тоже категорически против того, чтобы в обычных школах учились умственно отсталые дети и дети с явными психическими отклонениями. Понять боль родителей таких детей можно, но их драма не повод препятствовать получать образование всем остальным. А в приведённом мною примере с мальчиком так и было: кто успел, тот сбежал; остальные терпели и многого недополучали...
Две школы избавились от такого «подарка», в нашей - родители мальчика стояли насмерть, отвергая даже обучение на дому. Мама, кстати, на тот момент не работала. И утверждала, что психолог/психиатр не нашли никаких отклонений и дома сын - милейшее ласковое существо. Что за парадокс, что за методики такие? Вот бы этих специалистов к нам в школу! Понаблюдать, послушать... Ведь проблема явно существует! Или это действительно «странности воспитания», когда ребёнок не видит берегов?
Да, казалось бы, у нас есть и другие формы обучения: спецшколы, интернаты, коррекционные классы, домашнее и дистанционное обучение. Но по закону перевести ребёнка на такую форму обучения можно только с разрешения его родителей. Вот тут и проблема. Не уговорить, как правило, не переубедить: «он у меня не дурак, нормальный!» Как будто мы клеймо вешаем, а не единственно верный вариант предлагаем - какой-никакой выход из положения.
А он, «нормальный», и сам мучается, и учителя мучает, и не даёт учиться всем остальным.