Мы уже рассмотрели несколько достаточно хорошо формализуемых способов оценки Интегрального тона (Счастья в аспекте «Помнящего я»). Это оценка по эмоциональной доминанте, соотношению проблем и задач, уровню личного коммитмента, преобладающему эго-состоянию и степени ассертивности. И это далеко не все критерии, по которым можно определить уровень Интегрального тона.
О нем будут говорить, например, такие параметры как:
· Склонность к оптимистическому и пессимистическому восприятию окружающей действительности;
· Состояние физического и психического здоровья (наличие или отсутствия заболеваний, неврозов и фобий);
· Количество лжи в жизни и степень открытости (низкотональному человеку приходится больше лгать в силу разных причин);
· Независимость в принятии решений, степень внутренней свободы и раскрепощённости;
· Уровень коммуникабельности, наличие или отсутствие лидерских качеств;
· Уровень эмоционального интеллекта;
· Умение достигать тех или иных целей, масштаб и сложность этих целей;
· Уровень интеллекта и эрудиции;
· Степень творческих способностей, которые могут проявляться у высокотонального человека в самых разных областях («талантливый человек талантлив во всем»)
· Наконец об уровне тона говорит такое плохо формализуемое, но всем интуитивно понятное качество, как духовность.
Список этот можно продолжать довольно долго.
Понятно, что эти параметры не такие уж и формальные и точно измеримые, как например вес или рост человека. Но они, как ни спорь достаточно объективны, мы легко отличим больного человека от здорового или умного от глупого.
Важно, что каждый отдельный критерий не говорит нам о реальном уровне тона. Например, высокая степень внутренней свободы, открытости и раскрепощенности, не подкрепленная интеллектом, и соответствующим уровнем ответственности скорее сделает человека не счастливым, а наоборот. Нам известны люди с крайне высоким творческим потенциалом (Ван Гог или Модильяни, например) история жизни которых не является эталоном Счастья. В то время как отсутствие отдельных качества, например плохое здоровье, не отменяет возможности реализации в жизни крайне высокого Интегрального тона (например, профессор Хокинг).
Конечно, чтобы реально оценить уровень Интегрального тона человека нужно иметь о нем достаточно комплексные сведения. Мы не можем реально оценить уровень тона человека, не зная его близко и даже более того, не будучи осведомленным о самых интимных сторонах его жизни. При наличии всех внешних признаках высокого тона, человек может иметь какие-то внешне не проявляемые особенности, которые будут делать его жизнь несчастной.
Но на самом деле, никакой реальной практической нужды оценивать уровень тона другого человека нет. К Счастью мы и так интуитивно считываем уровень тона другого при более-менее близком общении, и даже мимолетно встречаясь с ним. Этот навык зашит в нас природой и для того чтобы замаскировать свой уровень тона (прикинуться высокотональным) человеку надо обладать весьма специфическими достаточно трудно тренируемыми профессиональными навыками.
Но для рефлексии собственной жизни, для того чтобы менять ее в лучшую более счастливую сторону, понимание критериев уровня тона и умения их количественно оценивать необходимо!
Но главный вывод, который стоит сделать из нашего обсуждения Интегрального тона заключается в том, что Счастье – это не те или иные факты (например, условия жизни, доходы, успех и пр.), а наличие навыков (уровень эрудиции, навыки общения, здоровый образ жизни) и определенным образом сформированных черт характера (оптимизм, открытость). Именно эти навыки позволяют человеку формировать ту самую уникальную Историю (нарротив), который формирует Счастье «помнящего Я».
То есть, Счастье — это мета*-навык, навык формирования конкретных навыков и черт характера, которые отличают высокотональную личность.
Ура товарищи :-) !!!
*: Приставка мета означает выход на следующий уровень абстракции, какого-либо понятия, или умножение порядка явления, например, мета-галактика - это такая галактика, которая состоит из других галактик, мета-модель - это модель, описывающая определенный класс моделей. Так мета-навык - это навык формирования навыков.