Если отправиться в тундру на край Земли, то можно ощутить всю мощь природы: кажется, что вокруг тебя Белое Ничто (если поехать летом — Зеленое). Конкретней? По карте — Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа, 340 километров на север от Нового Уренгоя. До поселка Тазовский (ближайший оплот цивилизации) — целых 136 километров.
Погода в этих местах суровая. Зимой — арктическая стужа, а летом — палящая жара и надоедливые мошки-гнусы. К тому же, дуют сильные ветра. Местное население — ненцы — занимаются оленеводством. В общем, дикая природа. Однако геологи нашли здесь нефть, и появился уголок цивилизации — Восточно-Мессояхский промысел.
Инфраструктура месторождения была выстроена за три года с применением передовых технологий разработки залежей. В настоящее время промысел — один из самых сложных, интересных, труднодоступных и технологичных. Самый северный из нефтяных на российской суше. Этот уникальный проект объединил усилия и ресурсы двух крупнейших нефтяных компаний — «Газпром нефти» и «Роснефти».
Небольшой экскурс в историю: еще в первой половине ХХ века никто и не предполагал наличия в Сибири нефти и газа. Основным местом нефтедобычи в то время был район под Баку. Первым, кто высказал догадку о наличии нефти к востоку от Волги и допустил вероятность успешных поисков в районе Западно-Сибирской низменности, был академик Иван Губкин. Его усилиями были организованы поисковые работы, которые подтвердили предположения академика.
Уже в 1948 году министр геологии Советского Союза Илья Малышев утвердил решение о начале геологоразведки в Западной Сибири. Разведочные работы постепенно продвигались на север, и 21 сентября 1953 года на буровой недалеко от деревни Березово (Ханты-Мансийский АО) произошел мощный выброс природного газа. После этого поиск стали вести более интенсивно. Следующий успех пришёл уже в 1959 году. Поисковая скважина №6 (интересная деталь: по ошибке она была пробурена примерно в 2 километрах от изначально запланированного места) вскрыла большой нефтегазоносный пласт возле села Шаим к северу от Тюмени. А вскоре открытия пошли по нарастающей: Западно-Сургутское, Мегионское, Усть-Балыкское, Пунгинское и другие месторождения появились на карте страны в течение нескольких лет.
После нового штурма крайнего Севера в 1964 году были открыты новые месторождения: легендарное Самотлорское и множество других, и все — с огромными запасами полезных ископаемых: Уренгойское, Надымское, Ямбургское…
Но слишком далеко на север нефтяники все же не заходили. Проблема заключалась даже не в отсутствии технологий, необходимых для эффективной добычи ценного сырья. Дело было в другом: не существовало способов транспортировки сырья к потребителю, ведь в арктической тундре не было ни дорог, ни трубопроводов. Строительство транспортных коммуникаций с нуля — дело невероятно дорогое, поэтому разработку арктических залежей нефти отложили на будущее, ограничившись разведкой. Час заполярных месторождений Ямала пробил с началом нового тысячелетия, когда объем добычи на западносибирских промыслах стал неуклонно сокращаться.
Группа Мессояхских месторождений (Восточно-Мессояхское и Западно-Мессояхское) была открыта еще в 80-х, но отсутствие технологий и транспортно-промышленная автономия территории притормозили разработку нефтяных залежей. В 2010 году государство заявило о своей заинтересованности в разработках. Программа комплексного освоения месторождений ЯНАО и севера Красноярского края до 2020 года, выпущенная Минэнерго России, дала жизнь нескольким новым нефтегазовым проектам, среди которых — проект «Мессояхи». В 2013 году была сформирована концепция разработки Восточно-Мессояхского месторождения, спроектированы ключевые объекты инфраструктуры. А уже в 2014 началось масштабное строительство. На площади в 70 квадратных километров были возведены крупные объекты: газотурбинная электростанция, центральный пункт сбора нефти и вахтовый жилой комплекс. Углеводороды Восточной Мессояхи поступают в магистраль Заполярье–Пурпе по напорному нефтепроводу. На территории Пякяхинского месторождения построен приемо-сдаточный пункт.
Пора лететь на Мессояху!